Жертва Дионису.

Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
3,0 × 2,3 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Види­мо, это фраг­мент более круп­ной мно­го­фи­гур­ной камеи: дви­же­ния и взгляды пер­со­на­жей явст­вен­но ука­зы­ва­ют на общий фокус их вни­ма­ния, что гово­рит об утра­те цен­траль­ной части ком­по­зи­ции и сим­мет­рич­ной груп­пы сле­ва. Сох­ра­ни­лись: сто­я­щая жен­щи­на с тир­сом, маль­чик с жерт­вен­ной кор­зи­ной и сидя­щий ста­рец с коз­лен­ком, совер­шаю­щий воз­ли­я­ние. Живот­ное, пред­на­зна­чен­ное к жерт­ве, тро­га­тель­но под­ня­лось на зад­ние ноги и поло­жи­ло перед­ние на коле­ни ста­ри­ка, оно, как и все участ­ни­ки сце­ны, обра­ти­ло взор к цен­тру, где, види­мо, над алта­рем воз­вы­ша­лось изо­бра­же­ние бога Дио­ни­са. Фраг­мен­тар­ность камеи не раз­ру­ши­ла ни смыс­ла, ни пла­сти­че­ской кра­соты сцен­ки — мож­но ска­зать, что, остань­ся слу­чай­но лишь фраг­мент «ста­рец с козой», и он один вполне был бы досто­ин наше­го вос­хи­ще­ния. Живо­пис­ная гам­ма камеи стро­го двух­цвет­на, толь­ко следы убран­но­го верх­не­го слоя при­да­ют корич­не­ва­то-розо­вый тон воло­сам, пле­чам и бед­рам изо­бра­жен­ных пер­со­на­жей.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», изд-во «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 80—81, № 28.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: сардоникс камея камеи жертвоприношение жертва Дионису Дионис Вакх Бахус коза тирс женщина старик жертвенная корзина жертвенное возлияние
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА