Панель Луперкала
Мрамор.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).

Панель Луперкала.

Мрамор.
13—9 гг. до н. э.

Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).

Описание:
На запад­ном фаса­де Алта­ря, сра­зу за пане­лью Энея из фун­да­мен­та Палац­цо Фьян-Алми­джиа (Palazzo Fiano-Almagià) во вре­мя рас­ко­пок 1859, 1903 и 1937 гг. было извле­че­но несколь­ко фраг­мен­тов, поз­во­ля­ю­щих нам опо­знать изо­бра­же­ние дру­го­го важ­но­го эпи­зо­да мифа об осно­ва­нии Рима: Ромул и Рем, кото­рых кор­мит вол­чи­ца под при­сталь­ны­ми взгляда­ми Фаусту­ла, кото­рый усы­но­вит и вырас­тит близ­не­цов, и Мар­са, бога, поро­див­ше­го их, после сои­тия с вестал­кой Реей Силь­ви­ей. Таким обра­зом, в то же вре­мя, когда Август вос­ста­нав­ли­вал фак­ти­че­ское место Лупер­ка­ла, пеще­ру у под­но­жия Пала­ти­на, посвя­щен­ную Мар­су и фав­ну Лупер­ку, ожив­ляя таким обра­зом соот­вет­ст­ву­ю­щие древ­ние риту­а­лы, рим­ляне одно­вре­мен­но мог­ли наслаж­дать­ся на Алта­ре Мира «рели­ги­оз­ным» изо­бра­же­ни­ем сво­его леген­дар­но­го про­ис­хож­де­ния. Объ­яс­не­ние дано Пау­лем Цан­ке­ром, кото­рый вер­но под­чер­ки­ва­ет свя­щен­ный аспект и неопре­де­лен­ную атмо­сфе­ру двух вза­и­мо­свя­зан­ных пане­лей — пане­ли Энея и пане­ли Лупер­ка­ла. Они были пред­став­ле­ны для пок­ло­не­ния тем, кто шел через Мар­со­во поле, соглас­но авгу­стов­ской про­грам­ме рели­ги­оз­ных и нрав­ст­вен­ных реформ (Zanker 1989). В цен­тре ком­по­зи­ции нахо­дит­ся фиго­вое дере­во, ficus ruminalis (от сло­ва rumae, сос­цы) кото­рое обрам­ля­ет сце­ну вскарм­ли­ва­ния. На сох­ра­нив­шем­ся фраг­мен­те дере­ва мож­но раз­глядеть коготь пти­цы, кото­рая в 1938 г. была вос­ста­нов­ле­на как орел, но, ско­рее, это был дятел, тотем­ное живот­ное, встре­чаю­ще­е­ся в куль­тах древ­не­го Лация, свя­зан­ное с небес­ным сим­во­лом мол­нии и, как и вол­чи­ца, посвя­щен­ное Мар­су. Спра­ва от фиго­во­го дере­ва нахо­дит­ся пас­тух Фаустул, пра­вую руку кото­ро­го, опи­раю­щу­ю­ся на посох, часть тела, дра­пи­ров­ки и силь­но повреж­ден­ную ниж­нюю часть голо­вы, мож­но видеть до сих пор. Соглас­но леген­де, Фаустул про­ис­хо­дил от Эванд­ра, царя арка­дов, насе­ляв­ших Пала­тин еще до осно­ва­ния Рима: его пред­опре­де­лен­ное при­сут­ст­вие рядом с близ­не­ца­ми сим­во­ли­че­ски под­твер­жда­ет узы древ­ней друж­бы и госте­при­им­ства, свя­зы­ваю­щие потом­ков Энея с мест­ным насе­ле­ни­ем. Сле­ва от дере­ва Марс, по-види­мо­му, дове­ря­ет сво­их отпрыс­ков Фаусту­лу. Бог изо­бра­жен в воен­ном обла­че­нии: копье в левой руке, укра­шен­ный греб­нем шлем с изо­бра­же­ни­ем гри­фо­на и доспе­хи, на кото­рых лег­ко мож­но раз­глядеть кры­ла­тую голо­ву Гор­го­ны. К сожа­ле­нию, сох­ра­ни­лись толь­ко пра­вая ступ­ня и согну­тое коле­но, выгляды­ваю­щее из-под корот­кой туни­ки.

Собы­тия, касаю­щи­е­ся спа­се­ния голо­вы Мар­са, несо­мнен­но, само­го зна­чи­тель­но­го фраг­мен­та всей ком­по­зи­ции, заслу­жи­ва­ют упо­ми­на­ния. Голо­ва была рас­ко­па­на в 1859 г. во вре­мя работ, кото­рые велись по при­ка­зу гер­цо­га Фья­но для укреп­ле­ния двор­ца рядом с Сан-Лорен­цо в Лючине. Затем в отсут­ст­вие зако­нов об экс­пор­те пред­ме­тов искус­ства голо­ва была про­да­на част­но­му кол­лек­ци­о­не­ру и уве­зе­на в Вену. Далее Петер­сен (Petersen) понял, что она при­над­ле­жа­ла Алта­рю Мира, и поэто­му ита­льян­ское пра­ви­тель­ство смог­ло вновь при­об­ре­сти голо­ву в 1898 г. и поме­сти­ло ее в недав­но осно­ван­ный Музей Терм. Толь­ко после 1903 г. — когда было обна­ру­же­но несколь­ко раз­роз­нен­ных кус­ков ficus ruminalis и по ним мож­но было окон­ча­тель­но опо­знать сце­ну Лупер­ка­ла — Студ­нич­ка (Studniczka) вер­но свя­зал голо­ву с такой мифо­ло­ги­че­ской сце­ной. Во вре­мя рас­ко­пок 1937 г. были нако­нец, най­де­ны фраг­мен­ты доспе­хов, коле­на и менее зна­чи­тель­ные эле­мен­ты, так что год спу­стя, осно­вы­ва­ясь на извест­ных при­ме­рах схо­жей ико­но­гра­фии сце­на Лупер­ка­ла была завер­ше­на в виде рас­чер­чен­ных кон­ту­ров. Воз­мож­но, это было сде­ла­но тем же рестав­ра­то­ром Феррет­ти, чьи руки до это­го уже собра­ли панель с боги­ней Ромой.


Источники:
© Фото, текст: O. Rossini. Ara Pacis. Rome, Electa, 2007, с. 35.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura рим рельеф римская мифология mythologia romana алтарь мира августа августова ara pacis augustae ромул romulus рем рэм remus капитолийская волчица lupa capitolina мрамор рельеф арей арес марс шлем волчица близнецы ромул рем пастух фаустул фиговое дерево ficus ruminalis луперкал lupercal ara pacis augustae