Панель с Теллус
Мрамор.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).

Панель с Теллус.

Мрамор.
13—9 гг. до н. э.

Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).

Описание:
Боль­шин­ство иссле­до­ва­ний и тол­ко­ва­ний, касаю­щих­ся этой пане­ли, веро­ят­но, самой извест­ной из все­го Алта­ря Мира, были, преж­де все­го, направ­ле­ны на опре­де­ле­ние лич­но­сти сидя­щей боги­ни, пока­зан­ной в цен­тре сце­ны. Вопрос был открыт для спо­ров меж­ду теми, кто счи­тал ее пер­со­ни­фи­ка­ци­ей Ита­лии (Van Buren 1913) и теми, кто иден­ти­фи­ци­ро­вал ее с Тел­лус или Мате­рью Зем­лей (Petersen 1902, Moretti 1948). В ито­ге, послед­нее тол­ко­ва­ние одер­жа­ло верх, и рельеф стал изве­стен как «панель Тел­лус». Одна­ко во вто­рой поло­вине XX века новые иссле­до­ва­ния пока­за­ли, что такая интер­пре­та­ция дале­ка от бес­спор­ной и окон­ча­тель­ной и что при­зна­ние боги­ни Вене­рой Пра­ро­ди­тель­ни­цей столь же убеди­тель­но (Galinsky 1992). Такая гипо­те­за не толь­ко под­твер­жда­ет­ся мно­го­чис­лен­ны­ми ико­но­гра­фи­че­ски­ми и лите­ра­тур­ны­ми источ­ни­ка­ми, но и соот­вет­ст­ву­ю­щим обра­зом запол­ня­ет явный про­бел в мифо­ло­ги­че­ском кру­ге Алта­ря Мира, т. е. отсут­ст­вие боже­ст­вен­ной мате­ри Энея и, сле­до­ва­тель­но, родо­на­чаль­ни­цы рода Юли­ев.

Дру­гие авто­ры (Zanker 1989) пред­по­чи­та­ют видеть в цен­траль­ной фигу­ре Pax Augusta, дару­ю­щую про­цве­та­ние, решая этим дру­гую важ­ную про­бле­му: отсут­ст­вие пер­со­ни­фи­ка­ции боги­ни Мира на алта­ре, посвя­щен­ном само­му миру. Те, кто сог­ла­ша­ют­ся с этой гипо­те­зой, стро­го увя­зы­ва­ют эту панель с соот­вет­ст­ву­ю­щей пане­лью на восточ­ном фаса­де, на кото­рой победо­нос­ная Рома изо­бра­же­на сидя­щей на тро­фей­ном ору­жии, с явным наме­ком на то, что Рим явля­ет­ся хра­ни­те­лем мира меж­ду наро­да­ми. Нако­нец, когда, каза­лось, все аргу­мен­ты были исчер­па­ны, вопрос вновь был под­нят в девя­но­стые годы, когда цен­траль­ную фигу­ру иден­ти­фи­ци­ро­ва­ли как Цере­ру, боги­ню-пок­ро­ви­тель­ни­цу уро­жа­ев и муж­ской пло­до­ви­то­сти (Spaeth 1994).

Дело в том, что имен­но эта часть укра­ше­ний Алта­ря Мира, под­чи­ня­ет­ся сво­его рода поли­се­ман­ти­че­ской про­грам­ме или даже наме­рен­ной и, в этом слу­чае, тща­тель­но выра­ботан­ной дву­смыс­лен­но­сти, харак­те­ри­зу­ю­щей скульп­тур­ные ком­плек­сы мону­мен­та и про­па­ган­ду Авгу­ста в целом. У сидя­щей боги­ни при­зна­ки Тел­лус объ­еди­не­ны с при­зна­ка­ми Вене­ры, эле­мен­ты, харак­те­ри­зу­ю­щие изо­бра­же­ния Цере­ры, как, напри­мер, коло­сья пше­ни­цы или маки, сли­ва­ют­ся с эле­мен­та­ми, при­над­ле­жа­щи­ми Ита­лии; не гово­ря уже о воз­мож­ном наме­ке на двух близ­ких Авгу­сту жен­щин — жену Ливию и дочь Юлию. Напри­мер, дво­их детей на коле­нях у боги­ни мож­но интер­пре­ти­ро­вать как намек на вну­ков и наслед­ни­ков Авгу­ста, Гая и Луция Цеза­рей. Ито­го­вая кар­ти­на — это син­тез зри­тель­ных пред­по­ло­же­ний, заду­ман­ный, веро­ят­но, как сим­во­ли­че­ская сум­ма про­па­ган­дист­ской про­грам­мы, как и рели­ги­оз­ной рефор­мы, про­веден­ной Авгу­стом. Боги­ня сидит на кам­нях, она оде­та в лег­кий хитон, кото­рый, спа­дая с пра­во­го пле­ча, тон­ко под­чер­ки­ва­ет ее грудь и живот. На пок­ры­той голо­ве у нее венок из фрук­тов и цве­тов. У ее ног мир­но скло­ни­лись бык и овца. По обе сто­ро­ны от боги­ни два малень­ких маль­чи­ка, один из кото­рых при­вле­ка­ет ее бла­го­склон­ный и вни­ма­тель­ный взгляд, пред­ла­гая ей ябло­ко. Более того, гроздь вино­гра­да и гра­на­ты на ее коле­нях довер­ша­ют порт­рет это­го боже­ства пло­до­ро­дия, под пок­ро­ви­тель­ст­вом кото­ро­го про­цве­та­ют люди, живот­ные и рас­те­ния. На обе­их сто­ро­нах пане­ли нахо­дят­ся моло­дые жен­щи­ны, Aurae velificantes элли­ни­сти­че­ской тра­ди­ции, дер­жа­щие края взды­маю­щих­ся вол­на­ми пла­щей: одна сидит на спине мор­ско­го дра­ко­на, вто­рая — на спине лебедя с рас­кры­ты­ми кры­лья­ми. Они пред­став­ля­ют собой соот­вет­ст­вен­но, бла­го­дат­ную зем­лю и мор­ские вет­ра.

Спо­кой­ная атмо­сфе­ра, про­буж­да­е­мая сце­ной, так же как и атри­бу­ты изоби­лия, отно­сят­ся к felicitas temporis istantis, на кото­рую ука­зы­ва­ют так­же фри­зы на полу, кото­рая про­слав­ля­лась хора­ми все­го четырь­мя года­ми ранее во вре­мя Секу­ляр­ных игр, как воз­рож­де­ние золо­то­го века при Авгу­сте. В лите­ра­тур­ных источ­ни­ках, авто­ры, чаще все­го цити­ру­е­мые при объ­яс­не­нии этой сце­ны, что в конеч­ном ито­ге, при­ве­ло к воз­ник­но­ве­нию дол­го про­дол­жав­шей­ся моде­ли в запад­ном и хри­сти­ан­ском изо­бра­зи­тель­ном искус­стве, — это Гора­ций и Лук­ре­ций. Пер­вый в 17 г. до н. э. по слу­чаю Секу­ляр­ных игр про­слав­лял новое изоби­лие сво­его вре­ме­ни при­зы­вом к Tellus:

Fertilis frugum pecorisque Tellus
spicea donet Cererem corona;
nutriant fetus et aquae salubres
et Iovis aurae…
(Carm. Saec. 29—32)

Хле­бом пусть пол­на и скотом, Цере­ре
В дар Зем­ля венок из коло­сьев вяжет,
Вет­ром пусть пло­ды и живя­щей вла­гой
Вскор­мит Юпи­тер…

Столь же извест­на и вер­сия, име­ю­ща­я­ся в «De rerum natura», где Лук­ре­ций отчет­ли­во ассо­ци­и­ру­ет Вене­ру, поро­див­шую народ Энея, с обра­зом все­об­ще­го мира и сча­стья, подоб­но­го тому, что поз­же про­явит­ся в про­па­ган­де Авгу­ста:

Aeneadum genetrix, hominum divumque voluptas
alma Venus, caeli subter labentia signa
quae mare navigeru, quae terras frugiferentis
concelebras… te, dea, te fugiunt venti, te nubila caeli
adventumque tuum, tibi suavis daedala tellus
submittit flores…
(De rer. nat., I, 1—8)

Рода Эне­е­ва мать, людей и бес­смерт­ных усла­да
О бла­гая Вене­ра! Под небом сколь­зя­щих созвездий
Жиз­нью ты напол­ня­ешь и все судо­нос­ное море,
И пло­до­род­ные зем­ли…
Вет­ры, боги­ня, бегут пред тобою; с тво­им при­бли­же­ньем
Тучи ухо­дят с небес, зем­ля-искус­ни­ца пыш­ный
Сте­лет цве­точ­ный ковер…

(Пере­вод Ф. Пет­ров­ско­го)

Источники:
© 2007 г. Фото, текст: O. Rossini. Ara Pacis. Rome, Electa, 2007, с. 37.

комм.
Ключевые слова: мрамор рельеф алтарь мира августа ara pacis augustae tellus теллус венера церера персонификация италии италия пакс мир августа pax augusta венок из фруктов и цветов aura velificans морской дракон змей лебедь бык корова овца мальчик мальчики дети зерновые колосья пшеницы зерновой колос пшеница мак лилия виноград гранат развевающееся покрывало женская одежда хитон туника плащ кувшин камыш тростник фрукт фрукты цветок цветы