Панель богини Ромы
Мрамор.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).

Панель богини Ромы.

Мрамор.
13—9 гг. до н. э.

Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).

Описание:
Веро­ят­но, это самый непол­но сох­ра­нив­ший­ся из четы­рех релье­фов с мифи­че­ски­ми сце­на­ми. Одна­ко эта осо­бен­ность дела­ет рекон­струк­цию этой пане­ли, пусть гипо­те­ти­че­скую и пред­по­ла­га­е­мую, заме­ча­тель­ным дости­же­ни­ем искус­ст­во­ве­дов, кото­рое было завер­ше­но в три раз­лич­ных момен­та в тече­ние пер­вой поло­ви­ны XX века. Обна­ру­же­ни­ем все­го двух сох­ра­нив­ших­ся фраг­мен­тов мы обя­за­ны Паск­ви (Pasqui), кото­рый в 1903 годы рас­ко­пал рельеф со щитом и дру­гие бло­ки мра­мо­ра, пред­став­ля­ю­щие верх­нюю часть ног сидя­щей жен­ской фигу­ры из фун­да­мен­та двор­ца Фья­но-Аль­ма­джия. Паск­ви сле­ду­ет отдать заслу­гу немед­лен­но­го отне­се­ния най­ден­но­го фраг­мен­та к пане­ли, нахо­дя­щей­ся спра­ва от Тел­лус и того, что он вер­но пред­по­ло­жил зер­каль­ное и сим­во­ли­че­ское соот­но­ше­ние двух богинь на запад­ной сто­роне Алта­ря. Паск­ви, одна­ко, не понял свя­зи двух фраг­мен­тов, на что вме­сто него ука­зал Студ­нич­ка (Studniczka 1909). Повтор­ная сбор­ка фраг­мен­тов в насто­я­щем виде была завер­ше­на в 1938 г., при рекон­струк­ции алта­ря, когда было заме­че­но, что на фраг­мен­те со щитом име­лась часть фесто­на на тыль­ной сто­роне. Это обсто­я­тель­ство поз­во­ли­ло уста­но­вить вер­ное место­рас­по­ло­же­ние двух бло­ков в цен­тре пане­ли.

Фигу­ра была завер­ше­на вычер­чи­ва­ни­ем ее кон­ту­ров с выгра­ви­ро­ван­ным рисун­ком на извест­ко­вом рас­т­во­ре; такие рисун­ки зави­се­ли от ико­но­гра­фи­че­ских срав­не­ний с сим­во­ли­че­ски­ми источ­ни­ка­ми того же пери­о­да, что и сам Алтарь Мира: так как жен­ская фигу­ра, оче­вид­но, сиде­ла на груде тро­фей­но­го ору­жия, она мог­ла быть толь­ко боги­ней Ромой, при­сут­ст­вие кото­рой сле­дом за Тел­лус сим­во­ли­зи­ро­ва­ло про­цве­та­ние и мир, царив­шие при победо­нос­ном Риме: Алтарь Мира при­вет­ст­во­вал тех, кто вхо­дил в город по Фла­ми­ни­е­вой доро­ге демон­стра­ци­ей pax romana, уста­нов­лен­но­го рим­ским гос­под­ст­вом (imperium) terra marique.

Рису­нок был сде­лан О. Ферет­ти (Ferretti, Gatti 1949) по внеш­ней моде­ли, кото­рая в авгу­стов­ский пери­од заня­ла свое место в рим­ском пан­теоне из-за сво­ей новой и ори­ги­наль­ной силы про­па­ган­ды и куль­то­вой зна­чи­мо­сти: боги­ня, сидя­щая на бога­тых воен­ных тро­фе­ях, изо­бра­жа­лась как ама­зон­ка, со шле­мом на голо­ве, обна­жен­ной левой (sic!) гру­дью и корот­ким мечом, вися­щим на пере­вя­зи, пере­ки­ну­той через пле­чо, тогда как в пра­вой руке у нее было копье. Что на рисун­ке про­пу­ще­но, тогда как, воз­мож­но, это име­лось на утра­чен­ном релье­фе, это пер­со­ни­фи­ка­ции Чести (Honos) и Доб­ле­сти (Virtus) (или, менее веро­ят­но, Гения рим­ско­го наро­да и Гения сена­та), изо­бра­жен­ных сле­дую­щи­ми за боги­ней в виде двух юных богов. При­сут­ст­вие этой пары, обыч­ное для три­ум­фаль­ных сцен, даже более веро­ят­но, посколь­ку они сба­лан­си­ро­ва­ли бы двух «aurae» (вет­ров) на рас­по­ло­жен­ной рядом пане­ли с Тел­лус.


Источники:
© 2007 г. Фото, текст: O. Rossini. Ara Pacis. Rome, Electa, 2007, с. 47.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рельеф алтарь мира августа августова ara pacis augustae мрамор рельеф алтарь мира августа ara pacis augustae богиня рома трофейное оружие щит копье меч перевязь шлем