Голова Ареса.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
На голове у него аттический шлем, украшенный рельефным изображением двух собак, символических животных этого божества, а также фигурами двух грифонов. Гребень на шлеме поддерживается сфинксом. Наша голова схожа даже в деталях шлема с головою известной статуи Ареса Боргезе в Луврском музее, — памятника, созданного под влиянием Поликлита в V веке до Р. Х. Кроме Луврской статуи, имеется еще несколько повторений бюста. Следует обратить внимание, что на нашем бюсте бывшие прежде на обеих щеках нащечники шлема частью срезаны, частью переделаны в редкие курчавые баки; это указывает на то, что оригинал нашего бюста имел нащечники. Римская копия I века по Р. Х.
Вероятно, это та самая голова, которую Бернульи (см. предисловие) видел в 1777 г., в собрании
Bernoulli, Reisen etc. V. 63. — Koehler, Ges. Schr. V, 5. — Каталог 1896 г.: Ахиллес. — А. П(рахов?) в журн. Минист. Народн. Просв. 1868. — (Friederichs — Wolters, Gipsabgüsse № 1298). — Collignon, Hist. de la sculpt. grecque II, p. 125 сл.
Пентелийский мрамор. — Выс. 0,92 м, выс. античной части 0,45 м.
130 (171). Голова Ареса «Боргезского».
Из собрания гр. И. И. Шувалова, где она стояла в 1777 г. Выс. 0,92 м.
Кроме мелочей, реставрированы: грудь, нос, нижняя губа и гребень шлема.
Голова неправильно посажена на грудь; по мускулам шеи видно, что она была наклонена к правому плечу. Другое повторение того же оригинала находится в Париже, в Лувре, под названием Ареса Боргезского (рис. 9); тут бог изображен спокойно стоящим; вероятно, левая рука держала щит. Что тут изображен Арес, а не какой-нибудь герой, доказывают собаки на шлеме — священные животные бога. Без сомнения, мы имеем пред собою римскую копию I в. по Р. Х. с оригинала второй половины V в. до Р. Х. По мнению некоторых ученых, оригинал — статуя Ареса в его храме в Афинах, работы Алькамена, ученика Фидия (см. №№ 103 и 129). Замечательно энергично обрисованы подбородок, скулы и веки.
130. Голова Ареса «Боргезского».
Новы: грудь, нос, нижняя губа и мелочи. Римская копия с оригинала второй половины V в. до Р. Х. Повторение ее сохранилось в Лувре в Париже под названием «Ареса Боргезского». Шлем украшен рельефным изображением собак — указание, что изображен именно Арес, так как собаки считались священными животными этого бога. Из собр. Шувалова. В. 0,57 м. Зал III (Зевса). Оригинал данного типа некоторыми исследователями приписывается Алкамену, ученику Фидия. Сходство с головой № 132, относящейся к этому кругу, говорит в пользу такой гипотезы.
Текст: музейная подпись к скульптуре.
Описание: (1) Кизерицкий Г. Музей древней скульптуры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типография А. Бенке, СПб, 1901. С. 78, кат. № 171.
(2) Вальдгауер О. Ф. Краткое описание музея древней скульптуры. Т-во Р. Голике и А. Вильборг, СПб, 1912. С. 73—77, кат. № 130 (171).
(3) Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура. Издательство Брокгауз-Ефрон, Петроград, 1924. С. 83, кат. № 130.