Голова Ареса
Мрамор. Римская работа по греческому оригиналу Алкамена ок. 420-х гг. до н. э.Инв. № А 105.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: С. И. Сосновский

Голова Ареса.

Мрамор. Римская работа по греческому оригиналу Алкамена ок. 420-х гг. до н. э.
Инв. № А 105.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Частная коллекция, Боргезе.
Описание:
171. Арес (Марс).

На голо­ве у него атти­че­ский шлем, укра­шен­ный рельеф­ным изо­бра­же­ни­ем двух собак, сим­во­ли­че­ских живот­ных это­го боже­ства, а так­же фигу­ра­ми двух гри­фо­нов. Гре­бень на шле­ме под­дер­жи­ва­ет­ся сфинк­сом. Наша голо­ва схо­жа даже в дета­лях шле­ма с голо­вою извест­ной ста­туи Аре­са Бор­ге­зе в Лувр­ском музее, — памят­ни­ка, создан­но­го под вли­я­ни­ем Поли­к­ли­та в V веке до Р. Х. Кро­ме Лувр­ской ста­туи, име­ет­ся еще несколь­ко повто­ре­ний бюста. Сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние, что на нашем бюсте быв­шие преж­де на обе­их щеках нащеч­ни­ки шле­ма частью сре­за­ны, частью пере­де­ла­ны в ред­кие кур­ча­вые баки; это ука­зы­ва­ет на то, что ори­ги­нал наше­го бюста имел нащеч­ни­ки. Рим­ская копия I века по Р. Х.

Веро­ят­но, это та самая голо­ва, кото­рую Бер­ну­льи (см. пред­и­сло­вие) видел в 1777 г., в собра­нии И. И. Шува­ло­ва, в С.-Петер­бур­ге.

Реста­ври­ро­ва­ны часть носа, ниж­няя губа, пра­вое верх­нее веко и грудь. У Сфинк­са антич­ны толь­ко пере­д­няя часть туло­ви­ща, без голо­вы, и ноги, за иск­лю­че­ни­ем пра­вой зад­ней ноги; анти­чен так­же кусок греб­ня.

Bernoulli, Reisen etc. V. 63. — Koehler, Ges. Schr. V, 5. — Ката­лог 1896 г.: Ахил­лес. — А. П(рахов?) в журн. Минист. Народн. Просв. 1868. — (Friederichs — Wolters, Gipsabgüsse № 1298). — Collignon, Hist. de la sculpt. grecque II, p. 125 сл.

Пен­те­лий­ский мра­мор. — Выс. 0,92 м, выс. антич­ной части 0,45 м.

Кизе­риц­кий Г. Музей древ­ней скульп­ту­ры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типо­гра­фия А. Бен­ке, СПб, 1901. С. 78, кат. № 171.

130 (171). Голо­ва Аре­са «Бор­гез­ско­го».

Из собра­ния гр. И. И. Шува­ло­ва, где она сто­я­ла в 1777 г. Выс. 0,92 м.

Кро­ме мело­чей, реста­ври­ро­ва­ны: грудь, нос, ниж­няя губа и гре­бень шле­ма.

Голо­ва непра­виль­но поса­же­на на грудь; по муску­лам шеи вид­но, что она была нак­ло­не­на к пра­во­му пле­чу. Дру­гое повто­ре­ние того же ори­ги­на­ла нахо­дит­ся в Пари­же, в Лув­ре, под наз­ва­ни­ем Аре­са Бор­гез­ско­го (рис. 9); тут бог изо­бра­жен спо­кой­но сто­я­щим; веро­ят­но, левая рука дер­жа­ла щит. Что тут изо­бра­жен Арес, а не какой-нибудь герой, дока­зы­ва­ют соба­ки на шле­ме — свя­щен­ные живот­ные бога. Без сомне­ния, мы име­ем пред собою рим­скую копию I в. по Р. Х. с ори­ги­на­ла вто­рой поло­ви­ны V в. до Р. Х. По мне­нию неко­то­рых уче­ных, ори­ги­нал — ста­туя Аре­са в его хра­ме в Афи­нах, работы Аль­ка­ме­на, уче­ни­ка Фидия (см. №№ 103 и 129). Заме­ча­тель­но энер­гич­но обри­со­ва­ны под­бо­ро­док, ску­лы и веки.

Вальд­гау­ер О. Ф. Крат­кое опи­са­ние музея древ­ней скульп­ту­ры. Т-во Р. Голи­ке и А. Виль­борг, СПб, 1912. С. 73—77, кат. № 130 (171).

130. Голо­ва Аре­са «Бор­гез­ско­го».

Новы: грудь, нос, ниж­няя губа и мело­чи. Рим­ская копия с ори­ги­на­ла вто­рой поло­ви­ны V в. до Р. Х. Повто­ре­ние ее сох­ра­ни­лось в Лув­ре в Пари­же под наз­ва­ни­ем «Аре­са Бор­гез­ско­го». Шлем укра­шен рельеф­ным изо­бра­же­ни­ем собак — ука­за­ние, что изо­бра­жен имен­но Арес, так как соба­ки счи­та­лись свя­щен­ны­ми живот­ны­ми это­го бога. Из собр. Шува­ло­ва. В. 0,57 м. Зал III (Зев­са). Ори­ги­нал дан­но­го типа неко­то­ры­ми иссле­до­ва­те­ля­ми при­пи­сы­ва­ет­ся Алка­ме­ну, уче­ни­ку Фидия. Сход­ство с голо­вой № 132, отно­ся­щей­ся к это­му кру­гу, гово­рит в поль­зу такой гипо­те­зы.

Вальд­гау­ер О. Ф. Антич­ная скульп­ту­ра. Изда­тель­ство Брок­гауз-Ефрон, Пет­ро­град, 1924. С. 83, кат. № 130.

Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
Описание: (1) Кизерицкий Г. Музей древней скульптуры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типография А. Бенке, СПб, 1901. С. 78, кат. № 171.
(2) Вальдгауер О. Ф. Краткое описание музея древней скульптуры. Т-во Р. Голике и А. Вильборг, СПб, 1912. С. 73—77, кат. № 130 (171).
(3) Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура. Издательство Брокгауз-Ефрон, Петроград, 1924. С. 83, кат. № 130.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческий греческая греческое греческие голова мифология mythologia graeca бог арес арей ареса арея deus ares мрамор марс ахилл ахиллес скульптор алкамен шлем с гребнем гребень плюмаж сфинкс сфинга шувалов коллекция боргезе маттеи кавачеппи инв № а 105