Голова Ареса.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
с. 13 Покупки древних скульптур, совершенные по желанию Петра I его художественными агентами в Италии и Голландии, долго оставались явлением, уникальным для России XVIII в. Спрос на скульптуры для декорации парков и дворцов вполне удовлетворялся впоследствии заказами современным европейским скульпторам. Постепенно пришел в запустение петровский Грот в Летнем саду, где хранились античные статуи, а после наводнения 1777 г. многие скульптуры переместились из него в Царское Село и Таврический дворец, резиденцию светлейшего князя Потемкина. По-видимому, некоторые из фрагментированных классических статуй, поступивших в Эрмитаж из Таврического дворца в 1850 г., восходят к петровской коллекции1.
Ценные приобретения были сделаны лишь спустя 50 лет после петровских, они связываются с именем Шувалова. Президент Академии художеств граф
Шувалову удается приобрести и несколько античных подлинников. Пожалуй, самым ценным его приобретением был фрагмент статуи типа «Ареса Боргезе» (кат. 42), который, судя по документам папской канцелярии, был выслан из Италии в Россию 25/III—
Любопытно, что за то недолгое время, которое «шуваловский Ахилл» находился в Риме (видимо, пока он реставрировался скульптором Б. Кавачеппи и превращался в эффектный бюст древнего героя), он стал довольно широко известен. Им восторгался живописец
Позже из петербургского дворца Шувалова (ныне ул. Ракова, д. 25) скульптура переместилась в Царское Село и находилась в Гроте у царскосельского пруда, а скульптору Шубину было поручено изваять ее мраморное повторение. Бронзовая отливка Ахилла украшала колоннаду Камероновой галереи10.
В 1793 г. петербургский академик Келер, описывая царскосельское собрание скульптур, отметил и бюст Ахилла11. Спустя год академик Георги также упоминает его в своем описании Царского Села12. В 1850 г. бюст поступает в собрание Эрмитажа. Вместе с Ахиллом в марте 1771 г.
с. 19
1 Кат. № 3, 28, 32, 33.
2 Bernoulli I. Reisen durch Brandenburg, Pommern, Preusse, Curland, Russland und Polen, V. Leipzig, 1780, S. 62.
3 Сборник материалов для истории имп. Санкт-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования. Под ред.
4 Bertolotti A. Die Ausfuhr einiger Kunstgegenstände aus Rom nach Oesterreich, Deutschland, Polen und Russland vom 16. bis 19. Jhrh. Repertorium für Kunstwissenschaften, V. 1882, S. 371.
5 Tischbein H. W. Homer nach antiken gezeichnet. Göttingen, 1801, S. 45.
6 Haskell F., Penny N. The Most Beautiful Statues. The Taste for Antique Sculpture 1500—
7 Geffrey M. Notices et extraits des manuscrits concernant l’histoire et la litterature de la France. Paris, 1855, p. 470.
8 Bernoulli I. Op. cit., V, S. 61.
9 Haskell F., Penny N. Op. cit., p. 61.
10 ЦГИА СССР, ф. 487, оп. 21, д. 178. Описи бронзовых и мраморных статуй, находящихся в Селе Царском (1788), л. 12 об. № 103. Возможно, мраморная реплика XVIII в., хранящаяся в Ораниенбауме, принадлежит резцу Шубина.
11 Koehler H. Gesammelte Schriften, VI. SPbg, 1853, S. 5.
12 Георги И. Г. Описание Российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга. Спб., 1794, с. 692.
13 Bertolotti A. Op. cit., S. 371.
14 Bernoulli I. Op. cit., V, S. 64.
15 Koehler H. Op. cit., S. 5; Георги
© 1986 г. Описание: Саверкина И. И. Греческая скульптура V в. до н. э. в собрании Эрмитажа. Каталог. Ленинград, «Искусство», 1986. История создания коллекции. С. 13—14, 19.
Фотограф Рябинина Л. А.