Голова Зевса из Олимпии.

Сердолик. 2-я четверть II в. до н. э.
2,25 × 1,93 см.

Берлин, Государственные музеи, Античное собрание.

Описание:
Не тре­бу­ет­ся быть при­знан­ным экс­пер­том по ико­но­гра­фии гре­че­ских богов, чтобы узнать в этом изо­бра­же­нии отца богов Зев­са. Эта гем­ма явля­ет­ся так­же пре­крас­ным при­ме­ром мастер­ства антич­ных кам­не­ре­зов. Ибо не следу­ет забы­вать, что это тща­тель­но выпол­нен­ное и весь­ма мону­мен­таль­ное изо­бра­же­ние голо­вы боро­да­то­го муж­чи­ны выре­за­но из кус­ка кар­не­ли­а­на раз­ме­ром все­го 2,5 × 2 см. Серьез­ный, бла­го­род­ный и, воз­мож­но, немно­го сухо­ва­тый, отец богов смот­рит впра­во. Мы видим клас­си­че­ский про­филь с ров­ным пере­хо­дом меж­ду лбом и носом, столь популяр­ный в антич­ной Гре­ции. Лицо обрам­ля­ет кур­ча­вая боро­да. Акку­рат­но уло­жен­ные воло­сы под­дер­жи­ва­ет вет­ка оли­вы, они нис­па­да­ют на пле­чи тре­мя густы­ми прядя­ми, так же, как у арха­и­че­ских куро­сов.
Порт­рет, создан­ный во 2-й чет­вер­ти II века до н. э., конеч­но, изо­бра­жа­ет не како­го-нибудь вымыш­лен­но­го пер­со­на­жа, ско­рее, у него была зна­ме­ни­тая модель. Важ­ной ули­кой явля­ет­ся олив­ко­вая ветвь в воло­сах: вет­ка свя­щен­но­го в Олим­пии олив­ко­во­го дере­ва была при­зом для победи­те­ля на Олим­пий­ских играх в честь Зев­са. В хра­ме Зев­са в Олим­пии мож­но было поди­вить­ся одно­му из семи чудес све­та — ста­туе Зев­са работы Фидия (работал ок. 460—430 гг. до н. э.) — мону­мен­таль­но­му изва­я­нию, выпол­нен­но­му из золота и сло­но­вой кости, как и Афи­на Пар­фе­нос того же масте­ра. Это про­из­веде­ние было зна­ме­ни­то по все­му антич­но­му миру. Нель­зя было уме­реть, не увидев Зев­са Олим­пий­ско­го, и нао­бо­рот, счи­та­лось, что тот, кто видел его, нико­гда в жиз­ни не будет несчаст­лив. Изва­я­ние сидя­ще­го Зев­са высотой 12 м было пусто­те­лым внут­ри. Оно состо­я­ло из дере­вян­но­го кар­ка­са, на кото­рый кре­пи­лись бес­чис­лен­ные дета­ли. Ниче­го от это­го вели­ко­ле­пия не сох­ра­ни­лось. Все, что было най­де­но в мастер­ских непо­да­ле­ку от хра­ма, — это инстру­мен­ты, гли­ня­ные череп­ки, оскол­ки сло­но­вой кости и стек­ла, кусоч­ки обсиди­а­на и комоч­ки брон­зы и свин­ца. Поми­мо пока­зан­ной здесь гем­мы, пред­став­ле­ние о том, как выглядел Зевс, дают нам изо­бра­же­ния на моне­тах. Одна­ко осо­бен­но цен­ным ока­зы­ва­ет­ся подроб­ное опи­са­ние, сде­лан­ное Пав­са­ни­ем во II веке н. э. Пове­ли­тель мира, сидя­щий на троне из деко­ри­ро­ван­но­го эбо­ни­та, дер­жал в пра­вой руке боги­ню победы, тогда как левой рукой он опи­рал­ся на ски­петр с орлом. Его голо­ва увен­ча­на олив­ко­вым вен­ком, воло­сы и сан­да­лии были золоты­ми. Лицо, грудь, руки и ноги были сде­ла­ны из сло­но­вой кости, гла­за — из раз­но­цвет­ных кам­ней. Оде­я­ние с изо­бра­же­ни­я­ми раз­лич­ных фигур и лилий инк­ру­сти­ро­ва­но. Все боль­шие поверх­но­сти укра­ше­ны орна­мен­та­ми или сце­на­ми из жиз­ни богов, геро­ев и людей. Наряду и поми­мо созда­ния худо­же­ст­вен­но-эсте­ти­че­ско­го впе­чат­ле­ния, Фидий, долж­но быть, умел про­буж­дать в зри­те­лях и бла­го­го­вей­ный тре­пет. Поэто­му неуди­ви­тель­но, что даже один из наи­бо­лее рас­суди­тель­ных и рацио­наль­но мыс­ля­щих рим­лян, Эми­лий Павел, глядя на изо­бра­же­ние бога в 168 году до н. э., чув­ст­во­вал при­сут­ст­вие пра­ви­те­ля Олим­па. И столь же неиз­беж­ны­ми были ярост­ные и горь­кие выпа­ды про­тив это­го идо­ла отцов хри­сти­ан­ской церк­ви, пас­ты­рей тогда еще юно­го хри­сти­ан­ства. Одна­ко они были не в состо­я­нии уни­что­жить его сла­ву как про­из­веде­ния искус­ства и как одно­го из семи чудес све­та.

Источники:
© 2007 г. Фото, текст: М. Сиблер. Искусство Древней Греции. Изд-во «АРТ-РОДНИК», 2007. С. 78—79.
© Photo: Koppermann / Kühling / Staatliche Antikensammlungen und Glyptotek, München.
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: инталия инталии гемма сердолик голова Зевса из Олимпии Зевс Олимпийский борода оливковая ветвь оливковый венок