Афродита и орел
Трехслойный сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
2,7 × 1,8 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Афродита и орел.

Трехслойный сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
2,7 × 1,8 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Камея — под­лин­ный шедевр рез­чи­ка Сост­ра­та. Она может счи­тать­ся образ­цом «живо­пи­си в камне». Тем­ный фон чер­но-сине­го тона со свет­лы­ми вклю­че­ни­я­ми слов­но дает живо­пис­ное вос­про­из­веде­ние ноч­но­го неба, всю поверх­ность зани­ма­ет фигу­ра Зеве­со­ва орла, выре­зан­но­го в голу­бо­ва­то-сером слое. Перед ним сто­ит, под­няв голо­ву в поце­луе, обни­маю­щая его Афро­ди­та. Ее хруп­кая фигур­ка выпол­не­на в белых и теп­лых розо­ва­тых тонах. В XVIII в. счи­та­лось, что это — Геба, боги­ня юно­сти. Камея явля­ет­ся изящ­ным, как гре­че­ская эпи­грам­ма, выра­же­ни­ем взгляда на цар­скую власть: зем­ной вла­ды­ка (Клео­пат­ра VII) полу­ча­ет бла­го­сло­ве­ние небес­но­го вла­сте­ли­на.
Но, как во вся­ком под­лин­ном про­из­веде­нии искус­ства, эти­ми акту­аль­ны­ми аллю­зи­я­ми не исчер­пы­ва­ет­ся содер­жа­ние мини­а­тюр­но­го шедев­ра. В нем мож­но видеть и выра­же­ние темы могу­ще­ства люб­ви, кра­соты, чело­веч­но­сти, одер­жи­ваю­щих победу над самы­ми мощ­ны­ми и страш­ны­ми сила­ми миро­зда­ния.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 94—95, № 35.

комм.
Ключевые слова: трехслойный сардоникс камея камеи Венера и орел Афродита птица резчик Сострат круг Сострата Sostrates