Афродита и орел
Трехслойный сардоникс.
Александрия. I в. до н. э.
2,7 × 1,8 см.
Инв. №№ ГР-12688 / Ж. 301.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Афродита и орел.

Трехслойный сардоникс.
Александрия. I в. до н. э.
2,7 × 1,8 см.
Инв. №№ ГР-12688 / Ж. 301.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Камея — под­лин­ный шедевр рез­чи­ка Сост­ра­та. Она может счи­тать­ся образ­цом «живо­пи­си в камне». Тем­ный фон чер­но-сине­го тона со свет­лы­ми вклю­че­ни­я­ми слов­но дает живо­пис­ное вос­про­из­веде­ние ноч­но­го неба, всю поверх­ность зани­ма­ет фигу­ра Зеве­со­ва орла, выре­зан­но­го в голу­бо­ва­то-сером слое. Перед ним сто­ит, под­няв голо­ву в поце­луе, обни­маю­щая его Афро­ди­та. Ее хруп­кая фигур­ка выпол­не­на в белых и теп­лых розо­ва­тых тонах. В XVIII в. счи­та­лось, что это — Геба, боги­ня юно­сти. Камея явля­ет­ся изящ­ным, как гре­че­ская эпи­грам­ма, выра­же­ни­ем взгляда на цар­скую власть: зем­ной вла­ды­ка (Клео­пат­ра VII) полу­ча­ет бла­го­сло­ве­ние небес­но­го вла­сте­ли­на.

Но, как во вся­ком под­лин­ном про­из­веде­нии искус­ства, эти­ми акту­аль­ны­ми аллю­зи­я­ми не исчер­пы­ва­ет­ся содер­жа­ние мини­а­тюр­но­го шедев­ра. В нем мож­но видеть и выра­же­ние темы могу­ще­ства люб­ви, кра­соты, чело­веч­но­сти, одер­жи­ваю­щих победу над самы­ми мощ­ны­ми и страш­ны­ми сила­ми миро­зда­ния.


Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 94—95, № 35.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma греческая мифология mythologia graeca римская romana афродита aphrodite венера venus эллинистический египет египетский египетская египетское египетские камея камеи птица птицы трехслойный сардоникс орел орла aquila коллекция герцога орлеанского резчик сострат круг сострата sostrates инв № гр-12688 ж. 301
free counters