Ника
Сардоникс. Малая Азия. I в. до н. э.
3,0 × 2,0 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Ника.

Сардоникс. Малая Азия. I в. до н. э.
3,0 × 2,0 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Фраг­мент круп­ной камеи. Не сох­ра­ни­лись части кры­льев боги­ни, паль­мо­вой вет­ви за ее пле­чом, атри­бу­та в пра­вой руке. Пред­став­ля­ет­ся, что она вела под узд­цы коня или даже чет­вер­ку коней. Темой камеи было про­слав­ле­ние победы пол­ко­во­д­ца и его три­умф. Воз­мож­но, таким три­ум­фа­то­ром высту­пал царь Мит­ри­дат VI. Отде­лив его колес­ни­цу с порт­рет­ным изо­бра­же­ни­ем, ста­рой камее обес­пе­чи­ли новую жизнь, види­мо, еще в эпо­ху Рим­ской импе­рии. Гре­че­ская Ника пре­вра­ти­лась в рим­скую Вик­то­рию. В сред­ние века мета­мор­фо­за мог­ла повто­рить­ся уже без вме­ша­тель­ства рез­чи­ка: одним пере­име­но­ва­ни­ем боги­ня Победы мог­ла быть пре­вра­ще­на в хри­сти­ан­ско­го анге­ла. Париж­ская камея с близ­ким изо­бра­же­ни­ем до сих пор несет на себе биб­лей­ский стих: Вот я посы­лаю тебе анге­ла мое­го!
Несмот­ря на раз­ру­ше­ния поверх­но­сти, нель­зя не вос­хи­щать­ся дина­ми­кой и сдер­жан­ной мощью мане­ры мало­азий­ско­го рез­чи­ка. Глу­бо­кие вре­зы чет­ко и лако­нич­но акцен­ти­ру­ют круп­ные объ­е­мы.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 108—109, № 42.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma греческая мифология mythologia graeca крылатая богиня нике ника ники nice nike римская romana виктория виктории победа персонификация победы dea victoria сардоникс камея