Голова мужчины, так называемый Брут
Бронза. 1-я пол. III в. до н. э.Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Зал триумфов.

Голова мужчины, так называемый Брут.

Бронза. 1-я пол. III в. до н. э.

Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Зал триумфов.

Описание:
Немно­го позд­нее создан шедевр этрус­ско­го порт­ре­та — так назы­вае­мая голо­ва Бру­та, нахо­дя­ща­я­ся во двор­це Кон­сер­ва­то­ров в Риме*. Боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей счи­та­ет ее про­из­веде­ни­ем этрус­ско­го скуль­п­то­ра. Кого имен­но она изо­бра­жа­ет — дей­ст­ви­тель­но ли стар­ше­го Бру­та, пер­во­го кон­су­ла Рим­ской рес­пуб­ли­ки, как пыта­лись утвер­ждать на осно­ва­нии неко­то­ро­го сход­ства голо­вы с его изо­бра­же­ни­я­ми на моне­тах вто­рой поло­ви­ны I века до н. э., или дру­го­го рес­пуб­ли­кан­ско­го дея­те­ля, или, быть может, этрус­ско­го или рим­ско­го маги­ст­ра­та, — в кон­це кон­цов, несу­ще­ст­вен­но. Несо­мнен­но, это порт­рет неза­у­ряд­ной лич­но­сти, испол­нен­ный с боль­шой худо­же­ст­вен­ной силой. Сох­ра­ни­лись инк­ру­сти­ро­ван­ные из пла­сти­нок сло­но­вой кости и тем­но­го кам­ня гла­за, сооб­щаю­щие лицу уди­ви­тель­ную живость. Голо­ва с плот­но при­ле­гаю­щи­ми недлин­ны­ми прядя­ми волос слег­ка нак­ло­не­на впе­ред. Суро­во смот­рят из-под нави­саю­щих бро­вей гла­за. Худо­ща­вое лицо, про­ре­зан­ное глу­бо­ки­ми мор­щи­на­ми, при­над­ле­жит чело­ве­ку, про­жив­ше­му нелег­кую жизнь, но не при­вык­ше­му отсту­пать перед труд­но­стя­ми.
Трак­тов­ка лица «Бру­та» инди­виду­аль­на, но скуль­п­тор стре­мит­ся к боль­ше­му: здесь впер­вые в ита­лий­ском порт­ре­те сде­ла­на попыт­ка [с.13] пере­дать харак­тер чело­ве­ка. Несо­мнен­на тес­ная связь «Бру­та» с гре­че­ски­ми порт­ре­та­ми ран­не­эл­ли­ни­сти­че­ско­го вре­ме­ни, таки­ми, как порт­рет Демо­сфе­на работы Поли­евк­та, дати­ру­ю­щий­ся вре­ме­нем око­ло 280 года до н. э. От этрус­ско­го искус­ства в голо­ве «Бру­та» эле­мен­ты кон­крет­но­сти, инди­виду­аль­но­сти. Сре­ди немно­гих сох­ра­нив­ших­ся до насто­я­ще­го вре­ме­ни шедев­ров ран­не­ита­лий­ско­го порт­ре­та это, пожа­луй, един­ст­вен­ный по силе выра­зи­тель­но­сти — ни один дру­гой не дости­га­ет такой высоты испол­не­ния.
————————
* Голо­ва извест­на еще с 1564 г. Бюст явля­ет­ся работой XVI в.
Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ная, хотя и не обще­при­ня­тая дата порт­ре­та «Бру­та» — пер­вая поло­ви­на III в. до н. э. Эта дата под­твер­жда­ет­ся сле­дую­щим сооб­ра­же­ни­ем — в III в., как сооб­ща­ет Варрон, в Риме рас­про­стра­ня­ет­ся обы­чай брить боро­ды, и после середи­ны это­го века мы уже не встре­ча­ем, за ред­ки­ми иск­лю­че­ни­я­ми, изо­бра­же­ний боро­да­тых людей.

Источники:

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura этрурия этрусский этрусская этрусское этрусские etruria бронза из бронзы бронзовый бронзовая бронзовое бронзовые бронза портретный бюст так называемый капитолийский брут брута луций юний брут древний lucius junius iunius brutus юнии iunia junia мужчина мужской портрет g943