Голова мужчины, так называемый Брут.

Бронза. 1-я пол. III в. до н. э.

Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Зал триумфов.

Описание:
Немно­го позд­нее создан шедевр этрус­ско­го порт­ре­та — так назы­ва­е­мая голо­ва Бру­та, нахо­дя­ща­я­ся во двор­це Кон­сер­ва­то­ров в Риме*. Боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей счи­та­ет ее про­из­веде­ни­ем этрус­ско­го скуль­п­то­ра. Кого имен­но она изо­бра­жа­ет — дей­ст­ви­тель­но ли стар­ше­го Бру­та, пер­во­го кон­су­ла Рим­ской рес­пуб­ли­ки, как пыта­лись утвер­ждать на осно­ва­нии некото­ро­го сход­ства голо­вы с его изо­бра­же­ни­я­ми на моне­тах вто­рой поло­ви­ны I века до н. э., или дру­го­го рес­пуб­ли­кан­ско­го дея­те­ля, или, быть может, этрус­ско­го или рим­ско­го маги­ст­ра­та, — в кон­це кон­цов, несу­ще­ст­вен­но. Несо­мнен­но, это порт­рет неза­у­ряд­ной лич­но­сти, испол­нен­ный с боль­шой худо­же­ст­вен­ной силой. Сох­ра­ни­лись инк­ру­сти­ро­ван­ные из пла­сти­нок сло­но­вой кости и тем­но­го кам­ня гла­за, сооб­щаю­щие лицу уди­ви­тель­ную живость. Голо­ва с плот­но при­ле­гаю­щи­ми недлин­ны­ми прядя­ми волос слег­ка нак­ло­не­на впе­ред. Суро­во смот­рят из-под нави­саю­щих бро­вей гла­за. Худо­ща­вое лицо, про­ре­зан­ное глу­бо­ки­ми мор­щи­на­ми, при­над­ле­жит чело­ве­ку, про­жив­ше­му нелег­кую жизнь, но не при­вык­ше­му отсту­пать перед труд­но­стя­ми.
Трак­тов­ка лица «Бру­та» инди­виду­аль­на, но скуль­п­тор стре­мит­ся к боль­ше­му: здесь впер­вые в ита­лий­ском порт­ре­те сде­ла­на попыт­ка [с.13] передать харак­тер чело­ве­ка. Несо­мнен­на тес­ная связь «Бру­та» с гре­че­ски­ми порт­ре­та­ми ран­не­эл­ли­ни­сти­че­ско­го вре­ме­ни, таки­ми, как порт­рет Демо­сфе­на работы Поли­евк­та, дати­ру­ю­щий­ся вре­ме­нем око­ло 280 года до н. э. От этрус­ско­го искус­ства в голо­ве «Бру­та» эле­мен­ты кон­крет­но­сти, инди­виду­аль­но­сти. Среди немно­гих сох­ра­нив­ших­ся до насто­я­ще­го вре­ме­ни шедев­ров ран­не­ита­лий­ско­го порт­ре­та это, пожа­луй, един­ст­вен­ный по силе выра­зи­тель­но­сти — ни один дру­гой не дости­га­ет такой высоты испол­не­ния.
—————————
* Голо­ва извест­на еще с 1564 г. Бюст явля­ет­ся работой XVI в.
Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ная, хотя и не обще­при­ня­тая дата порт­ре­та «Бру­та» — пер­вая поло­ви­на III в. до н. э. Эта дата под­твер­жда­ет­ся следу­ю­щим сооб­ра­же­ни­ем — в III в., как сооб­ща­ет Варрон, в Риме рас­про­стра­ня­ет­ся обы­чай брить боро­ды, и после середи­ны это­го века мы уже не встре­ча­ем, за ред­ки­ми иск­лю­че­ни­я­ми, изо­бра­же­ний боро­да­тых людей.

Источники:
ENGLISH

комм.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: бронза портретный бюст так называемый Капитолийский Брут Брута Луций Юний Брут Древний Lucius Junius Iunius Brutus Юнии Iunia Junia мужчина мужской портрет g943