Ливия
Базанит.
Около 31 до н. э.
Высота 32 см.
Инв. №№ NIII 1035 / Ma 1233.Париж, Лувр.

Ливия.

Базанит.
Около 31 до н. э.
Высота 32 см.
Инв. №№ NIII 1035 / Ma 1233.

Париж, Лувр.

Происхождение:
Про­ис­хож­де­ние неиз­вест­но. При­об­ре­те­на в 1860 г., ранее нахо­ди­лась в кол­лек­ци­ях древ­но­стей Род­же­ра, Хоупа и Фаул­да.

Описание:
Жена Авгу­ста

База­ни­то­вая голо­ва явля­ет­ся порт­ре­том Ливии (род. ок. 57 г. до н. э., умер­ла в 29 г. н. э.), сопо­ста­ви­мым с ее изо­бра­же­ни­я­ми на моне­тах и само­цвет­ных каме­ях (напри­мер, гааг­ская камея). Ливия, пред­ста­ви­тель­ни­ца рим­ско­го ноби­ли­те­та, сыг­ра­ла важ­ную роль для осно­ва­ния дина­стии Юли­ев-Клав­ди­ев. Ее дети от пер­во­го бра­ка с чле­ном семьи Клав­ди­ев были усы­нов­ле­ны Окта­виа­ном Авгу­стом, за кото­ро­го она вышла замуж в 38 г. до н. э., преж­де, чем он стал импе­ра­то­ром.

Связь с рес­пуб­ли­кан­ской порт­рет­ной тра­ди­ци­ей

Эта работа — пре­крас­ный при­мер про­па­ган­ды ново­го режи­ма, кото­рый про­воз­гла­шал себя все­го лишь рестав­ра­ци­ей рес­пуб­ли­ки, а не монар­хи­ей. В дей­ст­ви­тель­но­сти же, почти вся власть (поли­ти­че­ская, воен­ная и рели­ги­оз­ная) теперь нахо­ди­лась в руках одно­го чело­ве­ка — Авгу­ста. При­чес­ка Ливии — одна из чрез­вы­чай­но мод­ных, начи­ная с середи­ны I в. до н. э.: узел волос («nodus» по-латы­ни) надо лбом, малень­кий пучок вни­зу на затыл­ке и корот­кая коса посе­редине (на этом порт­ре­те скры­тая под пок­ры­ва­лом). Стро­гие чер­ты свя­зы­ва­ют это лицо с рес­пуб­ли­кан­ской порт­рет­ной тра­ди­ци­ей, слу­жив­шей для вос­хва­ле­ния доб­ро­де­те­лей пра­вя­ще­го клас­са. Эта работа иллю­ст­ри­ру­ет так­же стиль, под­ра­жаю­щий клас­си­циз­му, кото­рый вос­тор­же­ст­во­вал в прав­ле­ние Авгу­ста (27 г. до н. э. —14 г. н. э.): офи­ци­аль­ные порт­ре­ты были иде­а­ли­зи­ро­ва­ны по образ­цу афин­ско­го клас­си­циз­ма V в. до н. э., что отра­зи­ло стрем­ле­ние Авгу­ста заявить о вос­ста­нов­ле­нии «золо­то­го века».

Еги­пет­ское вдох­но­ве­ние

База­нит — очень твер­дый мате­ри­ал, при­даю­щий этой голо­ве почти метал­ли­че­ский блеск, так что она напо­ми­на­ет брон­зо­вые порт­ре­ты это­го же пери­о­да. Одна­ко тор­же­ст­вен­ность, стро­го фрон­таль­ное пред­став­ле­ние и изыс­кан­ность мате­ри­а­ла напо­ми­на­ют так­же цар­ское искус­ство элли­ни­сти­че­ско­го Егип­та. Это было интер­пре­ти­ро­ва­но как наме­рен­ное ука­за­ние на захват Окта­виа­ном цар­ства Клео­пат­ры VII после победы над Мар­ком Анто­ни­ем и еги­пет­ским фло­том в бит­ве при Акции. Этот порт­рет, веро­ят­но, был изготов­лен сра­зу после дан­ной бит­вы, око­ло 30 г. до н. э., когда Ливии было 27 лет.


Литература:
Bartman E., Portraits of Livia. Imaging the Imperial Woman in Augustan Rome, Cambridge University Press, 1999, с. 185—186, прим. 86, рис. 12, 177.
Belli-Pasqua R., Sculture di eta romana in basalto, 1995, с. 70—71, прим. 7, илл. 6-7.
Winkes R., Livia, Octavia, Julia. Porträts und Darstellungen, Louvain-la-Neuve and Providence, 1995, с. 206, прим. 215.
Kersauson K. (de), Catalogue des portraits romains, I, Paris, 1986, с. 98—99, прим. 43.
Charbonneau J., «Un portrait présumé de Marcellus», in Monuments et Mémoires. Fondation Piot, 51, 1960, с. 54—65.
Poulsen V., Les Portraits Romains, I. République et dynastie Julienne, Publications de la Glyptothèque Ny-Carlsberg № 7, 1960, с. 66, прим. 34.

Источники:
© 2010 г. Фото: Пономарчук М. В.
© Текст: Официальный сайт Лувра.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная женский женщины женщина голова римский имперский римская императрица ливия друзилла юлия августа g132 ливии друзиллы юлии августы livia drusilla iulia augusta re37 юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii скульптура скульптурный sculptura римские женская прическа нодус nodus базанит инв № niii 1035 ma 1233