Агриппа
Мрамор.
Ок. 25—24 гг. до н. э.
Высота 46 см.
Инв. №№ MR 402 / Ma 1208.Париж, Лувр. Фото: С. И. Сосновский

Агриппа.

Мрамор.
Ок. 25—24 гг. до н. э.
Высота 46 см.
Инв. №№ MR 402 / Ma 1208.

Париж, Лувр.

Частная коллекция, Боргезе.
Происхождение:
Из Габий. Преж­де в кол­лек­ции Бор­ге­зе. При­об­ре­тен в 1807 г.

Описание:

Агрип­па.

Это суро­вое лицо, несо­мнен­но, при­над­ле­жит Агрип­пе, пол­ко­вод­цу и зятю импе­ра­то­ра Авгу­ста. Работа — скульп­ту­ра вели­ко­леп­но­го каче­ства — явля­ет­ся рим­ской копи­ей утра­чен­но­го ори­ги­на­ла.

Порт­рет изу­ми­тель­но­го каче­ства.

Бюст изо­бра­жа­ет муж­чи­ну сред­них лет, с голо­вой, повер­ну­той вле­во и корот­ки­ми воло­са­ми, заче­сан­ны­ми впе­ред. При­зна­ки воз­рас­та замет­ны по мяг­ким чер­там лица, выра­жаю­ще­го колос­саль­ную реши­мость. Сила, исхо­дя­щая от это­го чело­ве­ка, частич­но замет­на в гла­зах, затем­нен­ных выдаю­щи­ми­ся бро­вя­ми. В этом порт­ре­те, одна­ко, нет непо­мер­но­го пафо­са, он оста­ет­ся вполне сдер­жан­ным.

Член близ­ко­го окру­же­ния Окта­ви­а­на Авгу­ста.

Этот порт­рет был обна­ру­жен в 1792 г. в кол­лек­ции, при­над­ле­жа­щей прин­цу Камил­лу Бор­ге­зе из Габий. Он нахо­дил­ся на вил­ле прин­ца в Риме, пока его не при­об­рел Напо­ле­он в 1807 г. (с осталь­ной частью кол­лек­ции Бор­ге­зе).

Порт­рет был окон­ча­тель­но опо­знан после срав­не­ния его с изо­бра­же­ни­я­ми на моне­тах: энер­гич­ное лицо со сдер­жан­ным выра­же­ни­ем при­над­ле­жит Мар­ку Вип­са­нию Агрип­пе (63—12 г. до н. э.), дру­гу и зятю Авгу­ста — и его само­му выдаю­ще­му­ся пол­ко­вод­цу. Агрип­па был глав­ным орга­ни­за­то­ром побед над Секс­том Пом­пе­ем и Мар­ком Анто­ни­ем, что помог­ло Авгу­сту уста­но­вить свою власть. Так­же он был государ­ст­вен­ным дея­те­лем и пок­ро­ви­те­лем искусств, кото­рый играл решаю­щую роль в поли­ти­че­ской жиз­ни Рима, испол­няя обя­зан­но­сти пре­то­ра, намест­ни­ка, кон­су­ла и эди­ла. Он раз­вер­нул широ­кую про­грам­му по бла­го­устрой­ству горо­да, в резуль­та­те кото­рой были отре­мон­ти­ро­ва­ны и пост­ро­е­ны акве­ду­ки (вклю­чая Пон-дю-Гар в Гал­лии), обще­ст­вен­ные тер­мы, пор­ти­ки и водо­сто­ки.

Гре­че­ская копия рим­ско­го ори­ги­на­ла?

Суще­ст­ву­ет несколь­ко образ­цов порт­ре­тов это­го типа. Нахо­дя­щий­ся в Лув­ре зна­ме­нит из-за пре­крас­ной работы, кото­рая пере­да­ет иск­лю­чи­тель­но живое отра­же­ние тело­сло­же­ния чело­ве­ка и черт его лица. Ино­гда этот порт­рет счи­та­ют ори­ги­наль­ной работой гре­че­ско­го скуль­п­то­ра, работав­ше­го в Риме. На самом деле, это копия, образ­цом для кото­рой послу­жил рим­ский ори­ги­нал. При­чес­ка дает осно­ва­ния счи­тать, что ори­ги­нал был изготов­лен из брон­зы; а соглас­но сооб­ще­ни­ям антич­ных источ­ни­ков, одна из извест­ней­ших брон­зо­вых ста­туй Агрип­пы была уста­нов­ле­на в Пан­теоне, пост­ро­ен­ном под руко­вод­ст­вом Агрип­пы и завер­шен­ном в 25 г. до н. э. Эта мра­мор­ная копия дати­ру­ет­ся при­бли­зи­тель­но 25—24 гг. до н. э., хотя это нель­зя опре­де­лить навер­ня­ка, так как не сох­ра­ни­лось ника­ких осно­ва­ний от порт­ре­тов Агрип­пы (над­пи­си на осно­ва­ни­ях мог­ли бы помочь нам иден­ти­фи­ци­ро­вать сомни­тель­ные ста­туи с их опи­са­ни­ем в источ­ни­ках).


Литература:
F. Johansen, «Ritratti marmorei e bronzei di Marco Vipsanio Agrippa», in Analecta Romana Ist. Danici, VI, Copenhague, 1971, стр. 26—27 рис. 9, с. 45 прим. 48.
K. de Kersauson, Catalogue des portraits romains, I, Paris 1986, прим. 22, с. 54.
Denon, l’oeil de Napoléon, catalogue de l’exposition, Musée du Louvre, Paris, 20 oct. 1999 — 17 janv. 2000, прим. 209, с. 204.

Источники:
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский имперский марк випсаний агриппа g138 агриппы marcus vipsanius agrippa скульптура скульптурный sculptura римская римские бюст мрамор коллекция боргезе из габий габии инв № mr 402 ma 1208