Неизвестный римлянин.

Голова не принадлежит статуе.
Белый мелкозернистый мрамор. Голова: ок. 50—30 гг. до н. э., туловище: 41—54 гг. н. э.
Общая высота 223 см, высота головы 26 см.
Инв. № 10473.

Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.

Происхождение:
Про­ис­хож­де­ние голо­вы неиз­вест­но; туло­ви­ще, воз­мож­но, про­ис­хо­дит из Вуль­чи, 1835—1837 гг.

Описание:

Ста­туя в тоге, с голо­вой, не отно­ся­щей­ся к туло­ви­щу.

Про­ис­хож­де­ние голо­вы неиз­вест­но, туло­ви­ще, воз­мож­но, про­ис­хо­дит из Вуль­чи.
Голо­ва — ок. 50—30 гг. до н. э., туло­ви­ще — вре­мя Клав­дия.

Вати­кан, Вати­кан­ские музеи / Гри­го­ри­ан­ский музей, инв. № 10473.
Белый мел­ко­зер­ни­стый мра­мор, отли­чаю­щий­ся у голо­вы и туло­ви­ща.
Общая высота 223 см, высота голо­вы 26 см.

Реста­ври­ро­ва­ны: шея, поло­ви­на руки и все пра­вое пред­пле­чье, левая рука со свер­ну­тым свит­ком, кап­са со свит­ка­ми вме­сте с нога­ми и база.

Ста­туя, раз­ме­ра­ми немно­го боль­ше нату­раль­ных, изо­бра­жа­ет пер­со­наж, оде­тый в широ­кую тогу, сви­саю­щую с лево­го пле­ча и остав­ля­ю­щую откры­ты­ми голо­ву, пра­вую руку и грудь, оде­тую в туни­ку.

Голо­ва, по всей веро­ят­но­сти, была изна­чаль­но изготов­ле­на отдель­но и встав­ля­лась в выем­ку для шеи, но то, что вид­но теперь, было добав­ле­но рестав­ра­то­ром XIX в. и не отно­сит­ся к ней. В то вре­мя как насчет тога­ты мож­но сде­лать осто­рож­ное пред­по­ло­же­ние об ее про­ис­хож­де­нии с рас­ко­пок 1835—1837 гг. в Вуль­чи (ее тра­ди­ци­он­ное про­ис­хож­де­ние из Вей оши­боч­но), дан­ных о про­ис­хож­де­нии голо­вы не име­ет­ся.

Порт­рет изо­бра­жа­ет зре­ло­го муж­чи­ну в сос­ре­дото­чен­ном состо­я­нии и дает несколь­ко любо­пыт­ных дета­лей. Дей­ст­ви­тель­но, в ушах ушная рако­ви­на не отде­ля­ет­ся от голо­вы, а воло­сы толь­ко обо­зна­че­ны, без выде­ле­ния отдель­ных локо­нов. Здесь так­же вид­ны следы зуб­ча­то­го долота, частич­но при­пи­сы­ва­е­мые доволь­но жест­кой очист­ке от наро­стов, обра­зо­вав­ших­ся от дол­го­го пре­бы­ва­ния в зем­ле. Нако­нец, сза­ди голо­ва пред­став­ля­ет собой круг­лую, гру­бо оте­сан­ную поверх­ность. Эти дета­ли ука­зы­ва­ют на то, что речь идет о порт­ре­те, быв­шем частью погре­баль­но­го горе­лье­фа — типе, доста­точ­но рас­про­стра­нен­ном в пери­од позд­ней рес­пуб­ли­ки и вре­ме­на Авгу­ста, кото­рый изна­чаль­но доволь­но досто­вер­но изо­бра­жал раз­лич­ных чле­нов одной семьи. При­бли­зи­тель­но в пери­од меж­ду XVIII в. и нача­лом XIX в. фраг­мент горе­лье­фа был пере­ра­ботан таким обра­зом, что сза­ди были уда­ле­ны остат­ки пли­ты (отсюда круг­лая гру­бо обте­сан­ная поверх­ность), и он был пре­об­ра­зо­ван в дан­ный порт­рет. Нако­нец, этот порт­рет был соеди­нен с туло­ви­щем, на кото­ром он пока еще и нахо­дит­ся в насто­я­щий момент.

В то вре­мя как туло­ви­ще в тоге типо­ло­ги­че­ски отно­сит­ся ко вре­ме­ни импе­ра­то­ра Клав­дия, порт­рет одно­знач­но явля­ет­ся более древним. Уже неод­но­крат­но отме­ча­лось общее сход­ство с порт­ре­та­ми Цеза­ря — харак­тер­ная осо­бен­ность, кото­рая часто встре­ча­ет­ся на порт­ре­тах 30-х гг. до н. э. (Zanker, 1981, pp. 356—359). Кро­ме того, неза­кон­чен­ная обра­бот­ка волос встре­ча­ет­ся на раз­лич­ных горе­лье­фах это­го типа (Kockel, 1993, B1 tav. 12.a-b; F1 tav. 32.b-c; F2 tav. 34.c; H3 tav. 50.a-b), все они дати­ру­ют­ся пери­о­дом ок. 50—30 гг. до н. э.

Дан­ный порт­рет счи­тал­ся реп­ли­кой муж­ско­го брон­зо­во­го порт­ре­та из Кар­то­че­то, но при более вни­ма­тель­ном срав­не­нии он, конеч­но, не явля­ет­ся тем же пер­со­на­жем. Что каса­ет­ся пред­по­ло­же­ния об иден­ти­фи­ка­ции послед­не­го порт­ре­та с чле­на­ми семьи Доми­ци­ев Аге­но­бар­бов (Pollini, 1991, p. 439), то гипо­те­за кажет­ся весь­ма шат­кой. Меж­ду про­чим, мож­но заме­тить, что горе­льеф­ные порт­ре­ты эпо­хи позд­ней рес­пуб­ли­ки и вре­ме­ни Авгу­ста, типа, к кото­ро­му отно­сит­ся дан­ная голо­ва, обыч­но зака­зы­ва­лись людь­ми с хоро­ши­ми эко­но­ми­че­ски­ми воз­мож­но­стя­ми, но не слиш­ком высо­ко­го обще­ст­вен­но­го поло­же­ния, что не сог­ла­со­вы­ва­ет­ся с послед­ней иден­ти­фи­ка­ци­ей.

Cfr.: Benndorf-Schöne 1867, n. 466; Goethert 1939, pp. 198—199, n. 1; Giuliano 1957, pp. 6—7, n. 7, p. 24, tavv. 4, 60; von Heintze 1960, p. 143, n. 7; Ead., in Helbig 1963, n. 1138; Liverani 1987, p. 36, n. 7; Goette 1989, p. 120, B a 134; Liverani 1990—1991, p. 172, figg. 7—8; Buranelli 1991, pp. 179—181, n. 9; Pollini 1993, pp. 431—433, figg. 10—11.

Paolo Liverani

Источники:
© 2002 г. Фото, текст: De Marinis G., Tufi S. R., Baldelli G. Bronzi e marmi della Flaminia. Sculture romane e confronto. (Pergola, 15 giugno — 3 novembre 2002). Artioli Editore, Modena, 2002, pp. 143—114, cat. 27.
© 2010 г. Перевод с итал.: С. И. Сосновский.

комм.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: мрамор мужской портрет портретная голова неизвестный римлянин мужчина Гней Домиций Агенобарб g193 консул 32 г до н э неизвестного римлянина Инв № 10473
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА