Мужской бюст — т. н. «Вителлий Гримани»
Мрамор. 1-я пол. II в. н. э.
Высота 48 см.
Инв. № 20.
Венеция, Национальный археологический музей.

Мужской бюст — т. н. «Вителлий Гримани».

Мрамор. 1-я пол. II в. н. э.
Высота 48 см.
Инв. № 20.

Венеция, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Най­ден в Риме в 1505 г.; из кол­лек­ции Доме­ни­ко Гри­ма­ни.

Описание:

IV. 17. Муж­ской бюст — «Вител­лий Гри­ма­ни».

Inv. No. 20.
Мра­мор. Выс. 48 см.
1-я пол. II в. н. э.
Место обна­ру­же­ния: Рим; из кол­лек­ции Доме­ни­ко Гри­ма­ни.

Т. н. «Вител­лий Гри­ма­ни» отно­сит­ся к тем про­из­веде­ни­ям искус­ства, кото­рым силь­но повез­ло сре­ди антич­ных памят­ни­ков, собран­ных в Нацио­наль­ном архео­ло­ги­че­ском музее. Най­ден­ный в 1505 г., он был выстав­лен в Палац­цо Дука­ле в 1525 г., вме­сте со все­ми дру­ги­ми сок­ро­ви­ща­ми кол­лек­ции, пода­рен­ной Вене­ци­ан­ской Рес­пуб­ли­ке, и оста­вал­ся там до пере­но­са в Statuario Pubblico. Бюст встре­тил непод­дель­ный инте­рес сре­ди поклон­ни­ков антич­но­сти, кото­рые вско­ре после его обна­ру­же­ния иден­ти­фи­ци­ро­ва­ли его с импе­ра­то­ром Вител­ли­ем. Гума­ни­сты, оча­ро­ван­ные неод­но­знач­ной фигу­рой это­го пер­со­на­жа, кото­ро­го Све­то­ний в «Жиз­нях цеза­рей» опи­сы­ва­ет рас­пут­ным и очень тол­стым из-за невоз­дер­жан­но­сти в еде и питье, пола­га­ли, на осно­ве монет­ных изо­бра­же­ний, что откры­ли в этом тол­сто­ва­том лице порт­рет упо­мя­ну­то­го импе­ра­то­ра. Вител­лий был пре­дан damnatio memoriae, поэто­му его бес­спор­ных порт­ре­тов не сох­ра­ни­лось, тогда как про­фи­ли на моне­тах дают толь­ко отда­лен­ное сход­ство. Посколь­ку древ­них сопо­став­ле­ний не суще­ст­ву­ет, то это про­из­веде­ние, необы­чай­ная кра­сота кото­ро­го в тече­ние веков полу­чи­ла широ­кую извест­ность у кол­лек­ци­о­не­ров (сре­ди них мно­го худож­ни­ков), мож­но счи­тать уни­каль­ным. «Вител­лий Гри­ма­ни» очень быст­ро стал непре­мен­ным экс­по­на­том в собра­ни­ях самых извест­ных кол­лек­ци­о­не­ров. В самом деле, уже в XVI в. были сде­ла­ны его мно­го­чис­лен­ные копии; напри­мер, Нацио­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей так­же хра­нит реп­ли­ку в брон­зе (inv. Br. 6), пода­рен­ную в 1596 г. Джа­ко­мо Кон­та­ри­ни. Тот же Тин­то­рет­то обла­дал слеп­ком, на кото­ром упраж­ня­лись уче­ни­ки его мастер­ской, как пока­зы­ва­ют мно­го­чис­лен­ные сох­ра­нив­ши­е­ся рисун­ки. Мно­гие дру­гие худож­ни­ки — сре­ди них Веро­не­зе, Тици­ан и Паль­ма Млад­ший — исполь­зо­ва­ли «Вител­лия Гри­ма­ни» в каче­стве моде­ли, так что на мно­гих их кар­ти­нах появ­ля­ют­ся пер­со­на­жи, полу­чив­шие его подо­бие. Неко­то­рые уче­ные счи­та­ли этот бюст фаль­си­фи­ка­ци­ей эпо­хи Воз­рож­де­ния, но в насто­я­щее вре­мя нет сомне­ний в древ­но­сти про­из­веде­ния и един­ст­вен­ное совре­мен­ное добав­ле­ние — это над­пись «felix vibas», выре­зан­ная сза­ди. Кри­ти­ки еди­но­душ­но отвер­га­ют иден­ти­фи­ка­цию бюста с Вител­ли­ем; ско­рее все­го, этот порт­рет изо­бра­жа­ет неиз­вест­но­го пер­со­на­жа, веро­ят­но, поль­зо­вав­ше­го­ся авто­ри­те­том и высо­ко­го обще­ст­вен­но­го поло­же­ния. Речь идет о чело­ве­ке зре­ло­го воз­рас­та, чер­ты лица кото­ро­го выпол­не­ны в духе чисто­го реа­лиз­ма. Сре­ди ожи­рев­ших щек и шеи и мор­щи­ни­сто­го лба, под дву­мя густы­ми бро­вя­ми выде­ля­ет­ся реши­тель­ный взгляд, авто­ри­тет­ность кото­ро­го, кажет­ся, под­ска­зы­ва­ет­ся так­же сжа­тым ртом с высту­паю­щей ниж­ней губой. Сти­ли­зо­ван­ная обра­бот­ка волос и гра­ви­ров­ка зрач­ков и радуж­ных обо­ло­чек глаз поз­во­ля­ют дати­ро­вать это про­из­веде­ние эпо­хой Адри­а­на, меж­ду третьим и чет­вер­тым деся­ти­ле­ти­я­ми II в. н. э.

LUCA TROLESE

Источники:
© 2004 г. Фото, текст: Favaretto I., De Paoli M., Dossi M. C. Museo Archeologico Nazionale di Venezia. Electa, Milano, 2004, с. 116, кат. № IV. 17.
© 2010 г. Перевод с итал. С. И. Сосновского.
Ключевые слова: скульптура скульптурный γλυπτική sculptura рим ρώμη неизвестный неизвестная неизвестного портрет портреты απεικόνιση римский портрет мрамор мужской портрет портретный бюст римский император авл вителлий вителлии vitellia так называемый вителлий гримани коллекция доменико гримани инв № 20