Август
Бронза. Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Высота 18,5 см, высота базы 3 см.
BR 28 — Инв. № III 3254.
Париж, Лувр.

Август.

Бронза. Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Высота 18,5 см, высота базы 3 см.
BR 28 — Инв. № III 3254.

Париж, Лувр.

Происхождение:
Обна­ру­жен в Нейи-ле-Реа­ле, воз­ле Муле­на (Алье, Фран­ция), 1816 г. При­об­ре­тен в 1868.

Описание:

33. Август и Ливия.

Конец I в. до н. э. — нача­ло I в. н. э. Обна­ру­же­ны в Нейи-ле-Реа­ле, воз­ле Муле­на (Алье, Фран­ция), 1816 г. Брон­за. Высота 18,5 см (Август); 19 см (Ливия); высота базы 3 см. При­об­ре­те­ны в 1868 (BR 29 — Инв. № III 3253 и BR 28 — Инв. № III 3254).

Эти два бюста были обна­ру­же­ны 7 мая 1816 г. при обсто­я­тель­ствах, тща­тель­но запи­сан­ных нота­ри­усом, кото­рый про­дал их несколь­ки­ми неде­ля­ми поз­же. Мне­ние экс­пер­тов по вопро­су аутен­тич­но­сти порт­ре­тов рас­хо­дит­ся1. Соглас­но нота­ри­аль­но­му доку­мен­ту от 29 мая 1816 г.2, эти брон­зо­вые бюсты были обна­ру­же­ны сра­зу друг за дру­гом дву­мя рабо­чи­ми. Оба бюста лежа­ли пря­мо под поверх­но­стью на узкой терри­то­рии. Боль­ше на этом участ­ке не обна­ру­же­но ника­ких древ­но­стей.

Запись о про­да­же опи­сы­ва­ет, как выгляде­ли бюсты при рас­коп­ках: за иск­лю­че­ни­ем левых глаз, на бюстах не было суще­ст­вен­ных повреж­де­ний. На самом деле они были в такой заме­ча­тель­ной сохран­но­сти, что неко­то­рые засо­мне­ва­лись в под­лин­но­сти тем­но-зеле­ной пати­ны на внеш­ней поверх­но­сти. Неко­то­рые даже заяви­ли, что бюсты явля­ют­ся совре­мен­ной под­дел­кой.

Над­пи­си (CIL XII 1366), выре­зан­ные на вер­ти­каль­ных кра­ях круг­лых баз, явля­ют­ся необыч­ны­ми. На муж­ской скульп­ту­ре напи­са­но: CAESARI AUGUSTO ATESPATUS CRIXI FIL(IUS) V(OTUM) S(OLVIT) L(IBENS) M(ERITO) (Цеза­рю Авгу­сту — Атес­пат, сын Крик­са, испол­нил обет охот­но и по заслу­гам); на жен­ской: LIVIAE AUGUSTAE ATESPATUS CRIXI FILI(IUS) V(OTUM) S(OLVIT) L(IBENS) M(ERITO) (Ливии Авгу­сте — Атес­пат, сын Крик­са, испол­нил обет охот­но и по заслу­гам).

Из них ясно, что эти работы были посвя­ще­ны Авгу­сту и Ливии Атес­па­том, сыном Крик­са (это было извест­ное галль­ское имя), ради испол­не­ния жела­е­мо­го. Но титу­лы Цеза­ря Авгу­ста и Ливии Авгу­сты не сов­па­да­ют хро­но­ло­ги­че­ски и, таким обра­зом, воз­ни­ка­ет про­бле­ма. Ливию не зва­ли Авгу­стой до смер­ти ее супру­га, кото­ро­го посмерт­но наз­ва­ли Боже­ст­вен­ным. Если оба бюста явля­ют­ся парой, тогда их титу­лы долж­ны быть Боже­ст­вен­ный и Авгу­ста. Более того, импе­ра­тор фор­маль­но удо­че­рил Ливию в заве­ща­нии; из ува­же­ния к его послед­ней воле, Ливия, овдо­вев, ста­ла извест­на как Юлия. И даже если титул Ливия Авгу­ста не был совер­шен­но неупотре­би­мым (в част­но­сти, его упо­ми­на­ет Све­то­ний), но с 14 г. н. э. и далее офи­ци­аль­ным име­нем мате­ри импе­ра­то­ра Тибе­рия было Юлия Авгу­ста. Таков дол­жен был быть титул Ливии на над­пи­си из Нейи-ле-Реа­ля.

Так­же бюсты, изо­бра­жаю­щие Авгу­ста и Ливию — сде­лан­ные из того же спла­ва, что и базы — не очень впи­сы­ва­ют­ся в сово­куп­ность порт­ре­тов импе­ра­тор­ской пары. Худож­ник под­черк­нул пожи­лой воз­раст пер­со­на­жей: лицо Авгу­ста кажет­ся заост­рив­шим­ся; его чер­ты — вытя­ну­ты­ми; вялость его тела искус­но пере­да­на за счет асим­мет­рии скла­док меж­ду носом и щека­ми, кру­гов под гла­за­ми и слег­ка опух­ших участ­ков вокруг его носа. Одна­ко воло­сы — спа­даю­щие с макуш­ки на заты­лок ров­ны­ми вол­на­ми и локо­на­ми, зави­ваю­щи­е­ся сна­ча­ла впра­во, а затем вле­во — и стиль корот­кой чел­ки (два ряда из вось­ми локо­нов, рас­по­ло­жен­ных вокруг цен­траль­ной линии лица) напо­ми­на­ют его порт­ре­ты в более юном воз­расте.

В бюсте Ливии обна­ру­жи­ва­ют­ся схо­жие несоот­вет­ст­вия меж­ду внеш­но­стью пожи­лой жен­щи­ны и при­чес­кой, вышед­шей из моды и харак­тер­ной для более моло­до­го воз­рас­та. Импе­ра­три­ца в столе так­же изо­бра­же­на в пожи­лом воз­расте, с про­вис­шей кожей вокруг щек и меш­ка­ми под гла­за­ми. Ее рот круп­нее, чем на мно­гих дру­гих ее изо­бра­же­ни­ях.

Воло­сы Ливии изо­бра­же­ны в сти­ле nodus (стя­ну­тые надо лбом и зак­ру­чен­ные в валик, воло­сы затем спус­ка­ют­ся в косу и низ­кий пучок), кото­рая была в моде в послед­ние годы рес­пуб­ли­кан­ско­го вре­ме­ни. Воло­сы запле­те­ны лен­та­ми на вис­ках и над частич­но скры­ты­ми уша­ми. Два вол­ни­стых локо­на сво­бод­но спа­да­ют из пуч­ка на пле­чи. Ливия носи­ла при­чес­ку nodus в юно­сти.

Самые ран­ние свиде­тель­ства при­чес­ки nodus были обна­ру­же­ны на моне­те Мар­ка Анто­ния 40—39 гг. до н. э. с изо­бра­же­ни­ем его жены Окта­вии на ревер­се3. Ста­туя Ливии, воз­веден­ная в Риме в 35 г. до н. э., при­над­ле­жа­щая к типу «Мар­бе­ри Холл», так­же име­ет такую при­чес­ку4. Гааг­ская камея, несо­мнен­но, кра­си­вей­ший обра­зец это­го типа, пока­зы­ва­ет даль­ней­шее уме­ние и изя­ще­ство — воло­сы запле­те­ны не толь­ко вен­цом вокруг голо­вы, но и вокруг шиньо­на5.

с. 94 На дру­гом порт­рет­ном типе Ливии, извест­ном как «Фаюм­ский»6, изо­бра­же­на упро­щен­ная, но столь же изящ­ная вари­а­ция при­чес­ки nodus, кото­рая, веро­ят­но, дати­ру­ет­ся ран­ни­ми года­ми импе­ра­тор­ской эпо­хи. Бюст из Нейи-ле-Реа­ля похож на этот вто­рой тип, к кото­ро­му так­же может быть отне­сен базаль­то­вый бюст Ливии в Лув­ре7. На брон­зо­вом порт­ре­те изо­бра­же­на более низ­кая вари­а­ция nodus’а, с малень­ки­ми вол­ни­сты­ми локо­на­ми волос, падаю­щих на лоб, но фор­ма косы, начи­наю­щей­ся от nodus’а, раз­мер лен­ты над вис­ка­ми, локо­ны на пле­чах и сво­бод­ный шиньон — все ука­зы­ва­ет на то, что это неза­ви­си­мое тво­ре­ние.

По это­му пово­ду иссле­до­ва­ние рент­ге­нов­ски­ми луча­ми дало даль­ней­шую инфор­ма­цию, объ­яс­ня­ю­щую, как эти два бюста были изготов­ле­ны8. Хотя при изготов­ле­нии обо­их бюстов был исполь­зо­ван оди­на­ко­вый сплав и оба бюста кажут­ся выпол­нен­ны­ми одним и тем же спо­со­бом, одна­ко при изготов­ле­нии каж­до­го были исполь­зо­ва­ны совер­шен­но раз­ные мето­ды. Бюст Авгу­ста, име­ю­щий тон­кие брон­зо­вые стен­ки, был изготов­лен путем непря­мо­го литья по вос­ко­вой моде­ли. Напро­тив, бюст Ливии, с гораздо более тол­сты­ми, неров­ны­ми брон­зо­вы­ми стен­ка­ми, был изготов­лен путем непо­сред­ст­вен­но­го литья по вос­ко­вой моде­ли. Таким обра­зом, худож­ник работал напря­мую с вос­ко­вой моде­лью, чер­пая вдох­но­ве­ние из двух­мер­но­го порт­ре­та Ливии — веро­ят­но, ее изо­бра­же­ния на моне­те или дра­го­цен­но­сти, такой, как сер­до­лик из кла­да Пете­шии, обна­ру­жен­но­го на окра­и­нах Рима, или меда­льон из стек­лян­ной пас­ты, напо­до­бие камеи в Бер­лине9.

Несмот­ря на эти ано­ма­лии, мно­гие высту­па­ли и до сего­дняш­не­го дня высту­па­ют в защи­ту под­лин­но­сти бюстов из Нейи-ле-Реа­ля. Все их необыч­ные свой­ства — так­же мож­но упо­мя­нуть мно­го­уголь­ную фор­му бюстов — мож­но объ­яс­нить, если допу­стить про­вин­ци­аль­ный харак­тер худо­же­ст­вен­ной работы. Что каса­ет­ся при­чес­ки, порт­ре­ты Ливии с при­чес­кой nodus демон­стри­ру­ют дол­го­веч­ность фаюм­ско­го сти­ля, в первую оче­редь в местах, отда­лен­ных от Рима и основ­ных худо­же­ст­вен­ных мастер­ских.

Гла­за под­твер­жда­ют точ­ку зре­ния, что эти бюсты явля­ют­ся под­лин­ны­ми. Древ­ность пра­вых глаз, кото­рые по сло­вам свиде­те­лей были нетро­ну­ты­ми в 1816 г., недав­но была под­твер­жде­на ана­ли­за­ми. Глаз­ное ябло­ко было изготов­ле­но из бело­го стек­ла, широ­ко исполь­зо­вав­ше­го­ся в рим­ском стек­ло­де­лии. Радуж­ная обо­лоч­ка — фио­ле­то­вая стек­лян­ная пас­та для Авгу­ста — была вплав­ле­на в глаз­ное ябло­ко в мат­ри­це, кото­рая при­да­ла гла­зу слег­ка выпук­лую фор­му10. Таким обра­зом, нет раз­но­род­но­сти в мате­ри­а­лах меж­ду ярко-белым глаз­ным ябло­ком и тем­ной радуж­кой. Тех­ни­ка явля­ет­ся иск­лю­чи­тель­ной.

Репу­та­ция бюстов из Нейи-ле-Реа­ля, таким обра­зом, долж­на быть вос­ста­нов­ле­на. Точ­ная их дати­ров­ка — до или после смер­ти Авгу­ста — оста­ет­ся откры­тым вопро­сом, из-за раз­ли­чия меж­ду дву­мя посвя­ще­ни­я­ми. Так­же мож­но задать вопрос о том, где эти порт­ре­ты долж­ны были выстав­лять­ся: были ли они остав­ле­ны в лара­рии или посвя­ще­ны в храм? При­сут­ст­вие вотив­ных над­пи­сей, види­мо, гово­рит в поль­зу вто­рой гипо­те­зы11.

Sophie Descamps

При­ме­ча­ния:

1О послед­нем мне­нии со спис­ком более ран­ней биб­лио­гра­фии, см. Bartman 1999, стр. 3, 195—196 (о том, что бюсты совре­мен­ные); Lahusen и Formigli 2001, стр.70—73 (о том, что бюсты древ­ние).

2Bertrand A. «Les bustes en bronze d’Auguste et de Livie trouvés à Neuilly-le-Réal en 1816». Bulletin de la Société d’Emulation de Département de l’Allier, 1868—1869, t. XI, pp. 255—258.

3Berlin, Münzkabinett, Bartman 1999, p. 59, fig. 47.

4Эпо­ни­ми­че­ский бюст типа Мер­бе­ри Холл, в музее Ливер­пу­ля, инв. № 1988.116, Bartman 1999, pp. 64—67, 161—162, figs. 52—54, 143.

5Bartman 1999, pp. 67, 190, fig. 55.

6Назван­ный так по эпо­ни­ми­че­ско­му бюсту, обна­ру­жен­но­му в Арси­ное, ныне нахо­дя­ще­му­ся в Новой Карлс­берг­ской Глип­то­те­ке, Копен­га­ген, инв. № 1444; Bartman 1999, pp. 4—5, 74—77, 174—175.

7Department of Greek, Etruscan and Roman Antiquities, Ma 1233.

8Иссле­до­ва­ние рент­ге­нов­ски­ми луча­ми и метал­лур­ги­че­ский ана­лиз были про­веде­ны Цен­тром иссле­до­ва­ний и рестав­ра­ций музеев Фран­ции, (C2RMF), гото­вит­ся к пуб­ли­ка­ции.

9Bartman 1999, pp. 13, 187—188, fig. 2, 11, 181.

10Иссле­до­ва­ние и ана­лиз пра­вых глаз Авгу­ста и Ливии были про­веде­ны Жюльет Дюпин (Juliette Dupin) и Иза­бель Бирон (Isabelle Biron), С2RMF, гото­вит­ся к пуб­ли­ка­ции.

11Kaufmann-Heinimann A. «Götter im Keller, im Schift und auf dem Berg. Alte und neue Statuettenfunde aus dem Imperium Romanum» // The Antique Bronzes: Typology, Chronology, Authenticity. Proceedings of a symposium held in Bucharest, May 26—31, 2003. Bucharest: Editura Cetatea De Scaun, 2004, p. 249.

Биб­лио­гра­фия:

De Ridder A. Les bronzes antiques du Louvre. I: Les figurines. Paris: E. Leroux, 1913, nos. 28—29, p. 11, pl. 5.

Kersauson (de) R. Catalogue des portraits romains, t. I, Portraits de la Pépublique et d’époque julio-claudienne, Musée du Louvre. Paris: Réunion des musées nationaux, 1986, pp. 94, 96.

Bartman E. Portraits of Livia: Imaging the Imperial Woman in Augustan Rome. Cambridge: University Press, 1999, pp. 3, 195—196.

Lahusen G., and E. Römische Bildnisse aus Bronze: Runst und Technik. Munich: Hirmer, 2001, pp. 70—73, 360—363, 462, 467, 472, 473.


Источники:
© 2007 г. Фото, текст: Giroire C., Roger D. Roman Art from the Louvre. Hudson Hills Press, Hudson, 2007, pp. 93—94, cat. no. 33.
© 2010 г. Перевод с англ. С. Э. Таривердиевой.

комм.
Ключевые слова: бронза мужской портрет голова бюст стеклянная паста глаза вставки глаза из стекла из нейи ле реаля caesari augusto atespatus crixi filius votum solvit libens merito атеспат сын крикса br 28 инв № iii 3254