Клавдий.

Мрамор. 45—54 гг. н. э.
Общая высота 1,57 м. Высота головы 35,5 см.
Инв. № 9950.

Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.

Происхождение:
Из теат­ра в Цере (Чер­ве­те­ри), 1840 г.
До 1963 г. в Лате­ран­ском музее (инв. № 352).

Описание:
III 64. Клав­дий. Верх­няя часть ста­туи в виде сидя­щей фигу­ры, с граж­дан­ским вен­ком.

Рим. Вати­кан. Гри­го­ри­ан­ский музей свет­ско­го искус­ства, инв. № 9950 (ранее дво­рец Лате­ран, инв. № 352). Из Цере (Чер­ве­те­ри). Общая высота 1,57 м. Высота от под­бо­род­ка до верх­не­го края вен­ка 35,5 см, высота от под­бо­род­ка до линии волос надо лбом 23 см, шири­на голо­вы 31 см, рас­сто­я­ние меж­ду угол­ка­ми глаз: меж­ду внеш­ни­ми — 12,7 см, меж­ду внут­рен­ни­ми — 4,5 см.

Голо­ва ста­туи, про­ис­хо­дя­щей, как сооб­ща­ет­ся, из теат­ра в Цере, была отби­та и при­креп­ле­на с помо­щью соеди­ни­тель­ной встав­ки; одна­ко мож­но счи­тать, что её пово­рот и наклон вос­про­из­веде­ны точ­но. Высота голо­вы несколь­ко мень­ше, чем у пар­ной ста­туи Тибе­рия (Kat. III 53 Tafel 13c); одна­ко в целом мож­но пред­по­ло­жить, что обе сидя­щие ста­туи были оди­на­ко­во­го раз­ме­ра.

При новой уста­нов­ке в Гри­го­ри­ан­ском музее свет­ско­го искус­ства было уда­ле­но иска­жаю­щее допол­не­ние лево­го пле­ча: скол ука­зы­ва­ет на суще­ст­во­ва­ние ранее круп­ной склад­ки пла­ща, соот­вет­ст­во­вав­шей имев­ше­му­ся ранее слег­ка при­под­ня­то­му лево­му пред­пле­чью. Пли­та с релье­фом может быть частью тро­на, на кото­ром, воз­мож­но, сиде­ла фигу­ра.

Голо­ва, рас­счи­тан­ная на взгляд сни­зу (несмот­ря на её наклон), отно­сит­ся к той раз­но­вид­но­сти основ­но­го типа Клав­дия, для кото­рой харак­тер­но почти совер­шен­но сим­мет­рич­ное рас­по­ло­же­ние волос надо лбом вокруг их раз­вил­ки в цен­тре.

В изо­бра­же­нии завит­ков и поверх­но­сти кожи пре­об­ла­да­ет про­ра­бот­ка дета­лей, харак­тер­ная для реплик в нату­раль­ную вели­чи­ну. В чер­тах лица нет ни тен­ден­ции к иде­а­ли­за­ции, как у сидя­щей ста­туи из Леп­тис Маг­ны (Kat. III 63), ни роман­ти­зи­ру­ю­щей про­свет­лен­но­сти, как у сидя­щей ста­туи из Кар­сул (Kal. III 61 Tafel 15a).


Литература:
Giuliano. Cat. 33 f. Nr. 36 Taf. 21—23 (со ссыл­ка­ми на пред­ше­ст­ву­ю­щую лите­ра­ту­ру); H. v. Heintze. Gnomon 32. 1960. 156; Helbig4 I Nr. 1052; J. Ch. Balty. MonPiot 53. 1963, 104 Abb. 2; Niemeyer. Studien 105 f. Taf. 29.4; Dänn. Porträistatuen 69 f. Nr. 18; v. Heintze. Augustusbildnis 146 zu Nr. 3; Fittschen, Kat. Erbach 57 Anm. 4 Nr. a; J. Pollini. RM 88. 1981. 128 Anm. 63; Massner, Bildnisangleichung 127 Anm. 702 Nr. 2; Hertel, Untersuchungen 81 f. 296 f. Nr. 173. О дан­ном фраг­мен­те тро­на: Helbig4 I Nr. 1054 (Simon).

Источники:
(сс) 2009 г. Фото: О. В. Любимова (CC BY-SA 4.0).
© 1992 г. Текст: D. Kreikenbom. Griechische und römische Kolossalporträts bis zum späten ersten Jahrhundert nach Christus. Walter de Gruyter. С. 200.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: мрамор полуобнаженная сидящая портретная статуя мужской портрет римский император Клавдий I в образе Юпитера Юлии-Клавдии плащ дубовый венок гражданский венок corona civica героизация из Цере Черветери Инв № 9950 352
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА