Портрет Агриппы
Паросский мрамор. 41—54 гг.
Высота 44 см.
Инв. № MA 3554 (LP 3029; MND 2139).Париж, Лувр.

Портрет Агриппы.

Паросский мрамор. 41—54 гг.
Высота 44 см.
Инв. № MA 3554 (LP 3029; MND 2139).

Париж, Лувр.

Происхождение:
Обна­ру­жен в Филиппви­ле (совр. г. Скик­да, Алжир) экс­пе­ди­ци­ей Дела­ма­ре, 1848 г.

Описание:
16. Порт­рет Агрип­пы.

Эпо­ха Клав­дия. Обна­ру­жен в Филиппви­ле (совре­мен­ный город Скик­да, Алжир). Парос­ский мра­мор. Высота 44 см. Экс­пе­ди­ция Дела­ма­ре, 1848 (МА 3554-ИНВ. LP 3029; MND 2139). Рестав­ра­тор: К. Девос, 2005.


Обна­ру­жен­ный на месте древ­не­го горо­да Руси­ка­да, этот бюст силь­но повреж­ден, но на нем до сих пор сох­ра­ни­лось ори­ги­наль­ное пок­ры­тие. Веро­ят­нее все­го, голо­ва была изготов­ле­на из двух кус­ков мра­мо­ра: на зад­ней сто­роне чере­па креп­ле­ни­ем был добав­лен и при­со­еди­нен кусок мра­мо­ра к глад­ко­му пок­ры­тию пря­мо над затыл­ком. Левая зад­няя часть голо­вы была повреж­де­на в том же месте и затем отре­ста­ври­ро­ва­на (поверх­ность повреж­де­ния была сгла­же­на); креп­ле­ние выз­ва­ло дру­гое повреж­де­ние, резуль­та­том кото­ро­го яви­лась утра­та всей верх­ней части чере­па так же, как и всех нак­ла­док. Итак, мож­но видеть, что этот порт­рет, как и голо­ва Гер­ма­ни­ка (кат. № 20), сна­ча­ла был состав­лен из несколь­ких частей и рас­кра­шен, затем повреж­ден, отре­ста­ври­ро­ван, и, нако­нец, рестав­ра­ция была уда­ле­на.

Агрип­па здесь выглядит стар­ше, чер­ты лица его выглядят измож­ден­ны­ми, на лбу склад­ки. Ниж­няя часть лица Агрип­пы уси­ле­на мощ­ной ниж­ней челю­стью. Тело сде­ла­но пре­крас­но. Из при­бли­зи­тель­но две­на­дца­ти порт­ре­тов Агрип­пы, извест­ных к нынеш­не­му вре­ме­ни, види­мо, име­ют­ся два ори­ги­наль­ных типа: порт­рет­ный бюст из Габий1, явля­ю­щий­ся копи­ей брон­зо­во­го ори­ги­на­ла, изготов­лен­но­го гре­че­ским скуль­п­то­ром, но ныне утра­чен­но­го, и ста­туя в Вене­ции, ранее нахо­див­ша­я­ся во Двор­це Гри­ми­ни, но про­ис­хо­дя­щая из Рима, с более пол­ны­ми и тяже­лы­ми чер­та­ми, при­даю­щи­ми лицу ощу­ще­ние тяже­сти и недо­стат­ка энер­гии. Кажет­ся, что скуль­п­то­ры, и воз­мож­но, их пат­ро­ны не мог­ли решить­ся на опре­де­лен­ный стиль. Так, геро­и­че­ская ста­туя из Гри­ми­ни похо­жа на реа­ли­сти­че­ские изо­бра­же­ния, тогда как порт­рет из Габий боль­ше похо­дит на клас­си­че­ский и внев­ре­мен­ной иде­ал, как на порт­ре­тах Авгу­ста. Порт­рет, ука­зан­ный здесь, отно­сит­ся к эмо­цио­наль­но­му реа­лиз­му, уна­сле­до­ван­но­му от элли­низ­ма.

Это коле­ба­ние при выбо­ре опре­де­лен­но­го сти­ля, воз­мож­но, отра­жа­ет слож­но­сти, с кото­ры­ми стал­ки­вал­ся Август, пыта­ясь уста­но­вить свой режим и опре­де­лить порядок насле­до­ва­ния. К тому вре­ме­ни, когда Агрип­па умер, скуль­п­то­ры все еще не мог­ли выбрать один или несколь­ко типов из имев­ших­ся в то вре­мя.

Агрип­па родил­ся в 64 г. до н. э., несколь­ки­ми меся­ца­ми рань­ше Окта­ви­а­на, с кото­рым он под­ру­жил­ся во вре­мя изу­че­ния рито­ри­ки. Во вре­мя граж­дан­ских войн Агрип­па все вре­мя был на сто­роне Окта­ви­а­на. После Брун­ди­зий­ско­го сог­ла­ше­ния Окта­виан полу­чил в управ­ле­ние запад­ную часть импе­рии (40 г. до н. э.) и послал Агрип­пу в Гал­лию укре­пить заво­е­ва­ния Цеза­ря. Как руко­во­ди­тель флота Агрип­па пост­ро­ил порт и орга­ни­зо­вал воен­но-мор­ские силы. За свой счет Агрип­па пост­ро­ил новые акве­ду­ки для Рима, реста­ври­ро­вал памят­ни­ки и уст­ра­и­вал игры. Имен­но бла­го­да­ря Агрип­пе буду­щий Август одер­жал победу в мор­ской бит­ве при Акции (31 г. до н. э.), в кото­рой был уни­что­жен Марк Анто­ний. Победив­ший Окта­виан стал гла­вой государ­ства, вос­ста­нав­ли­вая рес­пуб­ли­ку с вла­стью, поде­лен­ной меж­ду дву­мя кон­су­ла­ми.

В 28 или 27 г. до н. э. Агрип­па и Окта­виан нача­ли рефор­мы, направ­лен­ные на вос­ста­нов­ле­ние поли­ти­че­ской ста­биль­но­сти. Агрип­па, исполь­зуя свое огром­ное богат­ство, ини­ци­и­ро­вал поли­ти­ку государ­ст­вен­ных работ. По его при­ка­зу было рас­пла­ни­ро­ва­но Мар­со­во поле и пост­ро­ен Пан­те­он, наряду с тер­ма­ми, пор­ти­ка­ми и скла­да­ми. В этот пери­од опре­де­ля­лась при­ро­да ново­го режи­ма. В 24 г. до н. э. во вре­мя отсут­ст­вия Авгу­ста, Агрип­па уст­ро­ил свадь­бу пле­мян­ни­ка Авгу­ста Мар­цел­ла с доче­рью Авгу­ста Юли­ей. В 23 г. до н. э. Август, кото­рый тогда был тяже­ло болен, назвал Агрип­пу сво­им поли­ти­че­ским наслед­ни­ком. В то вре­мя Август пред­по­чи­тал насле­до­ва­ние, осно­ван­ное на досто­ин­ствах, а Агрип­па был хоро­шо изве­стен в импе­рии за свою серь­ез­ность, реши­тель­ность и энер­гич­ность, отра­жен­ные в луч­ших его порт­ре­тах. Эти каче­ства объ­яс­ня­ли поло­же­ние Агрип­пы в государ­стве, и вот поче­му его порт­ре­ты име­ли такое поли­ти­че­ское зна­че­ние.

Отбыв по делам на Восток в 23 г. до н. э., Агрип­па вер­нул­ся в Рим в 21 г. до н. э., чтобы женить­ся на Юлии — Мар­целл умер дву­мя года­ми ранее, а Август хотел осно­вать свой выбор наслед­ни­ка на дина­сти­че­ской свя­зи. Боль­ше, чем когда-либо, Агрип­па соот­вет­ст­во­вал тре­бо­ва­ни­ям наслед­ни­ка Авгу­ста — во-пер­вых, с уче­том его дея­тель­но­сти, во-вто­рых, по род­ст­вен­ным свя­зям. Агрип­па и Юлия име­ли трех сыно­вей и двух доче­рей. Но Агрип­па часто отсут­ст­во­вал в Риме, вос­ста­нав­ли­вая порядок и осно­вы­вая коло­нии на Восто­ке и в Иудее, так же, как в Гал­лии и Испа­нии. Агрип­па вне­зап­но умер в 12 г. до н. э. в Пан­но­нии.

DANIEL ROGER


Пере­вод с англ. С. Э. Тари­вер­ди­е­вой

При­ме­ча­ния:


1 Лувр, Ма 1208 — инв. № MR 402.


Биб­лио­гра­фия:


Fabbrini 1980.
Johansen 1971, стр. 27—28.
Roddaz 1984, стр. 615—628.
Kersauson (de) 1986, стр. 56—57.


Источники:
© 2007 г. Фото, текст: Giroire C., Roger D. Roman Art from the Louvre. Hudson Hills Press, Hudson, 2007, p. 71, cat. no. 16.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский марк випсаний агриппа g138 агриппы marcus vipsanius agrippa портрет портреты портретный портретная римский паросский мрамор мужской портрет портретный бюст агриппы марк випсаний агриппа мужчина g138 инв № ma 3554 (lp 3029; mnd 2139)