Портрет Агриппы
Паросский мрамор. 41—54 гг.
Высота 44 см.
Инв. № MA 3554 (LP 3029; MND 2139).
Париж, Лувр.

Портрет Агриппы.

Паросский мрамор. 41—54 гг.
Высота 44 см.
Инв. № MA 3554 (LP 3029; MND 2139).

Париж, Лувр.

Происхождение:
Обна­ру­жен в Филиппви­ле (совр. г. Скик­да, Алжир) экс­пе­ди­ци­ей Дела­ма­ре, 1848 г.

Описание:
16. Порт­рет Агрип­пы.

Эпо­ха Клав­дия. Обна­ру­жен в Филиппви­ле (совре­мен­ный город Скик­да, Алжир). Парос­ский мра­мор. Высота 44 см. Экс­пе­ди­ция Дела­ма­ре, 1848 (МА 3554-ИНВ. LP 3029; MND 2139). Рестав­ра­тор: К. Девос, 2005.


Обна­ру­жен­ный на месте древ­не­го горо­да Руси­ка­да, этот бюст силь­но повреж­ден, но на нем до сих пор сох­ра­ни­лось ори­ги­наль­ное пок­ры­тие. Веро­ят­нее все­го, голо­ва была изготов­ле­на из двух кус­ков мра­мо­ра: на зад­ней сто­роне чере­па креп­ле­ни­ем был добав­лен и при­со­еди­нен кусок мра­мо­ра к глад­ко­му пок­ры­тию пря­мо над затыл­ком. Левая зад­няя часть голо­вы была повреж­де­на в том же месте и затем отре­ста­ври­ро­ва­на (поверх­ность повреж­де­ния была сгла­же­на); креп­ле­ние выз­ва­ло дру­гое повреж­де­ние, резуль­та­том кото­ро­го яви­лась утра­та всей верх­ней части чере­па так же, как и всех нак­ла­док. Итак, мож­но видеть, что этот порт­рет, как и голо­ва Гер­ма­ни­ка (кат. № 20), сна­ча­ла был состав­лен из несколь­ких частей и рас­кра­шен, затем повреж­ден, отре­ста­ври­ро­ван, и, нако­нец, рестав­ра­ция была уда­ле­на.

Агрип­па здесь выглядит стар­ше, чер­ты лица его выглядят измож­ден­ны­ми, на лбу склад­ки. Ниж­няя часть лица Агрип­пы уси­ле­на мощ­ной ниж­ней челю­стью. Тело сде­ла­но пре­крас­но. Из при­бли­зи­тель­но две­на­дца­ти порт­ре­тов Агрип­пы, извест­ных к нынеш­не­му вре­ме­ни, види­мо, име­ют­ся два ори­ги­наль­ных типа: порт­рет­ный бюст из Габий1, явля­ю­щий­ся копи­ей брон­зо­во­го ори­ги­на­ла, изготов­лен­но­го гре­че­ским скуль­п­то­ром, но ныне утра­чен­но­го, и ста­туя в Вене­ции, ранее нахо­див­ша­я­ся во Двор­це Гри­ми­ни, но про­ис­хо­дя­щая из Рима, с более пол­ны­ми и тяже­лы­ми чер­та­ми, при­даю­щи­ми лицу ощу­ще­ние тяже­сти и недо­стат­ка энер­гии. Кажет­ся, что скуль­п­то­ры, и воз­мож­но, их пат­ро­ны не мог­ли решить­ся на опре­де­лен­ный стиль. Так, геро­и­че­ская ста­туя из Гри­ми­ни похо­жа на реа­ли­сти­че­ские изо­бра­же­ния, тогда как порт­рет из Габий боль­ше похо­дит на клас­си­че­ский и внев­ре­мен­ной иде­ал, как на порт­ре­тах Авгу­ста. Порт­рет, ука­зан­ный здесь, отно­сит­ся к эмо­цио­наль­но­му реа­лиз­му, уна­сле­до­ван­но­му от элли­низ­ма.

Это коле­ба­ние при выбо­ре опре­де­лен­но­го сти­ля, воз­мож­но, отра­жа­ет слож­но­сти, с кото­ры­ми стал­ки­вал­ся Август, пыта­ясь уста­но­вить свой режим и опре­де­лить порядок насле­до­ва­ния. К тому вре­ме­ни, когда Агрип­па умер, скуль­п­то­ры все еще не мог­ли выбрать один или несколь­ко типов из имев­ших­ся в то вре­мя.

Агрип­па родил­ся в 64 г. до н. э., несколь­ки­ми меся­ца­ми рань­ше Окта­ви­а­на, с кото­рым он под­ру­жил­ся во вре­мя изу­че­ния рито­ри­ки. Во вре­мя граж­дан­ских войн Агрип­па все вре­мя был на сто­роне Окта­ви­а­на. После Брун­ди­зий­ско­го сог­ла­ше­ния Окта­виан полу­чил в управ­ле­ние запад­ную часть импе­рии (40 г. до н. э.) и послал Агрип­пу в Гал­лию укре­пить заво­е­ва­ния Цеза­ря. Как руко­во­ди­тель флота Агрип­па пост­ро­ил порт и орга­ни­зо­вал воен­но-мор­ские силы. За свой счет Агрип­па пост­ро­ил новые акве­ду­ки для Рима, реста­ври­ро­вал памят­ни­ки и уст­ра­и­вал игры. Имен­но бла­го­да­ря Агрип­пе буду­щий Август одер­жал победу в мор­ской бит­ве при Акции (31 г. до н. э.), в кото­рой был уни­что­жен Марк Анто­ний. Победив­ший Окта­виан стал гла­вой государ­ства, вос­ста­нав­ли­вая рес­пуб­ли­ку с вла­стью, поде­лен­ной меж­ду дву­мя кон­су­ла­ми.

В 28 или 27 г. до н. э. Агрип­па и Окта­виан нача­ли рефор­мы, направ­лен­ные на вос­ста­нов­ле­ние поли­ти­че­ской ста­биль­но­сти. Агрип­па, исполь­зуя свое огром­ное богат­ство, ини­ци­и­ро­вал поли­ти­ку государ­ст­вен­ных работ. По его при­ка­зу было рас­пла­ни­ро­ва­но Мар­со­во поле и пост­ро­ен Пан­те­он, наряду с тер­ма­ми, пор­ти­ка­ми и скла­да­ми. В этот пери­од опре­де­ля­лась при­ро­да ново­го режи­ма. В 24 г. до н. э. во вре­мя отсут­ст­вия Авгу­ста, Агрип­па уст­ро­ил свадь­бу пле­мян­ни­ка Авгу­ста Мар­цел­ла с доче­рью Авгу­ста Юли­ей. В 23 г. до н. э. Август, кото­рый тогда был тяже­ло болен, назвал Агрип­пу сво­им поли­ти­че­ским наслед­ни­ком. В то вре­мя Август пред­по­чи­тал насле­до­ва­ние, осно­ван­ное на досто­ин­ствах, а Агрип­па был хоро­шо изве­стен в импе­рии за свою серь­ез­ность, реши­тель­ность и энер­гич­ность, отра­жен­ные в луч­ших его порт­ре­тах. Эти каче­ства объ­яс­ня­ли поло­же­ние Агрип­пы в государ­стве, и вот поче­му его порт­ре­ты име­ли такое поли­ти­че­ское зна­че­ние.

Отбыв по делам на Восток в 23 г. до н. э., Агрип­па вер­нул­ся в Рим в 21 г. до н. э., чтобы женить­ся на Юлии — Мар­целл умер дву­мя года­ми ранее, а Август хотел осно­вать свой выбор наслед­ни­ка на дина­сти­че­ской свя­зи. Боль­ше, чем когда-либо, Агрип­па соот­вет­ст­во­вал тре­бо­ва­ни­ям наслед­ни­ка Авгу­ста — во-пер­вых, с уче­том его дея­тель­но­сти, во-вто­рых, по род­ст­вен­ным свя­зям. Агрип­па и Юлия име­ли трех сыно­вей и двух доче­рей. Но Агрип­па часто отсут­ст­во­вал в Риме, вос­ста­нав­ли­вая порядок и осно­вы­вая коло­нии на Восто­ке и в Иудее, так же, как в Гал­лии и Испа­нии. Агрип­па вне­зап­но умер в 12 г. до н. э. в Пан­но­нии.

DANIEL ROGER


Пере­вод с англ. С. Э. Тари­вер­ди­е­вой

При­ме­ча­ния:


1 Лувр, Ма 1208 — инв. № MR 402.


Биб­лио­гра­фия:


Fabbrini 1980.
Johansen 1971, стр. 27—28.
Roddaz 1984, стр. 615—628.
Kersauson (de) 1986, стр. 56—57.


Источники:
© 2007 г. Фото, текст: Giroire C., Roger D. Roman Art from the Louvre. Hudson Hills Press, Hudson, 2007, p. 71, cat. no. 16.
Ключевые слова: паросский мрамор мужской портрет портретный бюст агриппы марк випсаний агриппа мужчина g138 инв № ma 3554 lp 3029 mnd 2139