Южная процессия. Деталь с Гаем Цезарем
Мрамор.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).

Южная процессия. Деталь с Гаем Цезарем.

Мрамор.
13—9 гг. до н. э.

Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).

Описание:
Он был вну­ком и при­ем­ным сыном Авгу­ста; в 13 г. до н. э. Гай был выбран наслед­ни­ком пра­ви­те­ля. Гай умер моло­дым в 4 г. н. э. в воз­расте два­дца­ти четы­рех лет, когда был смер­тель­но ранен в Арме­нии.

O. Rossini

с. 757 Импе­ра­тор­ская семья пред­став­ле­на на южном фри­зе во гла­ве с Авгу­стом, его лик­то­ра­ми и дру­ги­ми пер­со­на­жа­ми, кото­рым посвя­ще­но боль­ше поло­ви­ны фри­за. На нем изо­бра­же­но три семей­ных груп­пы, на кото­рых замет­но, что дети пред­став­ле­ны в пере­д­нем ряду. Пер­вая груп­па (рис. 3), стро­го гово­ря, не явля­ет­ся семьей. Она состо­ит из муж­чи­ны, жен­щи­ны и ребен­ка, но не из отца, мате­ри и их ребен­ка. Марк Агрип­па и импе­ра­три­ца Ливия пред­став­ле­ны с обе­их сто­рон от маль­чи­ка, кото­ро­го иден­ти­фи­ци­ру­ют либо как Гая или Луция Цеза­ря, либо как ино­зем­ца цар­ско­го рода15. Все три пер­со­на­жа с. 758 поме­ще­ны на пере­д­ний план и выре­за­ны в высо­чай­шем релье­фе, исполь­зо­ван­но­го для фри­за, как и дру­гие семей­ные груп­пы. Фигу­ры на зад­нем плане и более низ­ком релье­фе часто вза­и­мо­дей­ст­ву­ют с груп­па­ми на пере­д­нем плане. В дан­ном слу­чае жен­щи­на сто­ит меж­ду и поза­ди Агрип­пы и Ливии и кла­дет руку на голо­ву маль­чи­ка. Веро­ят­но, она мать маль­чи­ка, если он явля­ет­ся ино­зем­ным прин­цем или безы­мян­ная слу­жан­ка Гая и Луция16.

Груп­па Агрип­пы, Ливии и маль­чи­ка не пол­но­стью объ­еди­не­на. Ливия сто­ит почти пря­мо, согнув левую ногу. На ней пал­ла, наде­тая поверх туни­ки, край кото­рой наки­нут на ее голо­ву как пок­ры­ва­ло. Ее пра­вая рука пол­но­стью зак­ры­та дра­пи­ров­кой, но тем не менее она дер­жит склад­ки сво­ей одеж­ды на уровне пра­вой руки. Ее голо­ва повер­ну­та впра­во, к Агрип­пе. На ребен­ке наде­та корот­кая туни­ка и оже­ре­лье на шее. Он слег­ка повер­нут к Агрип­пе, хва­та­ет­ся за край тоги Агрип­пы левой рукой и, веро­ят­но, дер­жит­ся за него. Голо­ву он повер­нул, одна­ко, в про­ти­во­по­лож­ном направ­ле­нии, чтобы смот­реть вверх на Ливию. Един­ство груп­пы нару­ша­ет имен­но поза Агрип­пы. Агрип­па, оде­тый в туни­ку и тогу с кра­ем, набро­шен­ным на голо­ву, немно­го повер­нут впра­во, к Авгу­сту и гла­ве про­цес­сии. Он смот­рит в том же направ­ле­нии, а не на Ливию или маль­чи­ка. Но, тем не менее, он свя­зан с ними хва­та­тель­ным жестом ребен­ка.

15На маль­чи­ке корот­кая туни­ка, метал­ли­че­ское оже­ре­лье и у него длин­ные вью­щи­е­ся воло­сы. Его иден­ти­фи­ка­ция спор­на. Из-за того, что он сто­ит близ­ко к Агрип­пе, его часто иден­ти­фи­ци­ру­ют как Гая или Луция Цеза­ря. Иден­ти­фи­ка­цию как Гая см. особ. V. Poulsen, Studies in Juliano-Claudian Iconography в жур­на­ле Acta Arch 17 (1946) 4. Moretti 270 (Гай в одеж­де Юла Аска­ния). С. Pietrangeli, Ara Pacis в жур­на­ле ЕЕА I (1958) 525. Иден­ти­фи­ка­цию как Луция см. особ. Petersen 108. A von Domaszewski, Die Familie des Augustus auf der Ara Pacis в жур­на­ле ÖJn 6 (1903) 62. RE XVIII, 2 (1942) 2099, ср. Ara Pacis Augustae (Riemann). Пред­по­ло­же­ние Дж. Р. Кро­уфор­да (A child Portrait of Drusus Junior on the Ara Pacis, в жур­на­ле AJA 26 (1922) 313—315), что маль­чик — это Друз Млад­ший, сын Тибе­рия и Вип­са­нии не полу­чи­ло ника­ко­го при­зна­ния. Одна­ко чер­ты лица и длин­ные вью­щи­е­ся воло­сы маль­чи­ка не сог­ла­су­ют­ся с сох­ра­нив­ши­ми­ся порт­ре­та­ми двух вну­ков Авгу­ста. Метал­ли­че­ское оже­ре­лье обыч­но ассо­ци­и­ро­ва­лось с опре­де­лен­ны­ми ино­зем­ца­ми, но его мог носить и ребе­нок из импе­ра­тор­ской или пат­ри­ци­ан­ской семьи. Метал­ли­че­ское оже­ре­лье в любом слу­чае явля­ет­ся рекон­струк­ци­ей, выпол­нен­ной на осно­ва­нии рисун­ка в Кодек­се Урси­а­на в Вати­кане (№ 3439). См. Toynbee, ProcBritAc 39 (1953) 84, прим. 5. См. так­же RE, 26 сер. VI (1937) 1800—1805, см. Torques (Schuppe). L. Bonfante Warren, Roman Costumes. A Glossary and Some Etruscan Derivations b ANRW I4 (1973) 613. Маль­чи­ка, изо­бра­жен­но­го на южном фри­зе Алта­ря Мира и похо­же­го ребен­ка на север­ном фри­зе (рис. 5), мож­но иден­ти­фи­ци­ро­вать как галль­ских детей из-за при­чес­ки и метал­ли­че­ско­го оже­ре­лья. Их при­сут­ст­вие на фри­зе Алта­ря мож­но объ­яс­нить как напо­ми­на­ние о визи­те Авгу­ста в Гал­лию и мире меж­ду гал­ла­ми и рим­ля­на­ми, кото­рый был достиг­нут в эту поезд­ку. Gercke-Voss 140. Э. Симон (Das neugefundene Bildnis des Gaius Caesar in Mainz, в MZ 58 (1963) 9; Helbig4 II, 686, № 1937; Ara Pacis 18) счи­та­ет маль­чи­ка ино­зем­ным прин­цем. На цар­ский ранг ука­зы­ва­ет диа­де­ма на его голо­ве. Пред­по­ло­же­ние Симо­на при­нял Гер­ке-Воссб 136 сл., особ. 140—141 (иден­ти­фи­ка­ция маль­чи­ка как ино­зем­ца из Гал­лии, обла­сти, откуда Август толь­ко что вер­нул­ся). О свод­ке иден­ти­фи­ка­ций всех пер­со­на­жей Алта­ря Мира, пред­ло­жен­ных до 1934 г. ср. G. Monaco, L ’iconografia imperiale nell’Ara Pacis Augustae, в BullCom 62 (1934) 17—40.

16Об иден­ти­фи­ка­ции мате­ри маль­чи­ка как ино­зем­ки см. Е. Simon, Helbig4 II, 683, № 1937. Simon, Ara Pacis 18. Жен­щи­ну так­же мож­но иден­ти­фи­ци­ро­вать как Юлию, дочь Авгу­ста и жену Агрип­пы, см. сле­дую­щее: P. Ducati, L ’arte classica (Turin 1920) 683., RE XVIII, 2 (1942) 2099, ср. Ara Pacis Augustae (Riemann). Moretti 272. 1. S. Ryberg, The Procession of the Ara Pacis, в MemAmAc 19 (1949) 85. H. Kähler, Die Ara Pacis und die augusteische Friedensidee, в JdI 69 (1954) 76. W. H. Gross, Iulia Augusta (Göttingen 1962) 74. Мало­ве­ро­ят­но, чтобы Юлия, дочь и един­ст­вен­ный ребе­нок Авгу­ста, была изо­бра­же­на как вто­ро­сте­пен­ный пер­со­наж на низ­ком релье­фе фри­за Алта­ря Мира. Веро­ят­но, она изо­бра­же­на на север­ном фри­зе (рис. 6). A. von Domaszewski, ÖJh 6 (1903) 62, пред­по­ло­жил, что это Вип­са­ния Пол­ла, сест­ра Агрип­пы.

Kleiner Diana E. E.

Источники:
© 2007 г. Фото, текст: O. Rossini. Ara Pacis. Rome, Electa, 2007, с. 68—69.
© Описание (2): Kleiner Diana E. E. Mélanges de l’Ecole française de Rome. Antiquité Année 1978 том 90 Numéro 90-2 стр. 757-758.
Ключевые слова: мрамор рельеф южный фриз алтарь мира августа ara pacis augustae гай цезарь g148 мальчик юноша диадема шейная гривна ожерелье торк торквес torque torques torquis