Южная процессия. Деталь с Гаем Цезарем
Мрамор.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).

Южная процессия. Деталь с Гаем Цезарем.

Мрамор.
13—9 гг. до н. э.

Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).

Описание:
Он был вну­ком и при­ем­ным сыном Авгу­ста; в 13 г. до н. э. Гай был выбран наслед­ни­ком пра­ви­те­ля. Гай умер моло­дым в 4 г. н. э. в воз­расте два­дца­ти четы­рех лет, когда был смер­тель­но ранен в Арме­нии.

O. Rossini

с. 757 Импе­ра­тор­ская семья пред­став­ле­на на южном фри­зе во гла­ве с Авгу­стом, его лик­то­ра­ми и дру­ги­ми пер­со­на­жа­ми, кото­рым посвя­ще­но боль­ше поло­ви­ны фри­за. На нем изо­бра­же­но три семей­ных груп­пы, на кото­рых замет­но, что дети пред­став­ле­ны в пере­д­нем ряду. Пер­вая груп­па (рис. 3), стро­го гово­ря, не явля­ет­ся семьей. Она состо­ит из муж­чи­ны, жен­щи­ны и ребен­ка, но не из отца, мате­ри и их ребен­ка. Марк Агрип­па и импе­ра­три­ца Ливия пред­став­ле­ны с обе­их сто­рон от маль­чи­ка, кото­ро­го иден­ти­фи­ци­ру­ют либо как Гая или Луция Цеза­ря, либо как ино­зем­ца цар­ско­го рода15. Все три пер­со­на­жа с. 758 поме­ще­ны на пере­д­ний план и выре­за­ны в высо­чай­шем релье­фе, исполь­зо­ван­но­го для фри­за, как и дру­гие семей­ные груп­пы. Фигу­ры на зад­нем плане и более низ­ком релье­фе часто вза­и­мо­дей­ст­ву­ют с груп­па­ми на пере­д­нем плане. В дан­ном слу­чае жен­щи­на сто­ит меж­ду и поза­ди Агрип­пы и Ливии и кла­дет руку на голо­ву маль­чи­ка. Веро­ят­но, она мать маль­чи­ка, если он явля­ет­ся ино­зем­ным прин­цем или безы­мян­ная слу­жан­ка Гая и Луция16.

Груп­па Агрип­пы, Ливии и маль­чи­ка не пол­но­стью объ­еди­не­на. Ливия сто­ит почти пря­мо, согнув левую ногу. На ней пал­ла, наде­тая поверх туни­ки, край кото­рой наки­нут на ее голо­ву как пок­ры­ва­ло. Ее пра­вая рука пол­но­стью зак­ры­та дра­пи­ров­кой, но тем не менее она дер­жит склад­ки сво­ей одеж­ды на уровне пра­вой руки. Ее голо­ва повер­ну­та впра­во, к Агрип­пе. На ребен­ке наде­та корот­кая туни­ка и оже­ре­лье на шее. Он слег­ка повер­нут к Агрип­пе, хва­та­ет­ся за край тоги Агрип­пы левой рукой и, веро­ят­но, дер­жит­ся за него. Голо­ву он повер­нул, одна­ко, в про­ти­во­по­лож­ном направ­ле­нии, чтобы смот­реть вверх на Ливию. Един­ство груп­пы нару­ша­ет имен­но поза Агрип­пы. Агрип­па, оде­тый в туни­ку и тогу с кра­ем, набро­шен­ным на голо­ву, немно­го повер­нут впра­во, к Авгу­сту и гла­ве про­цес­сии. Он смот­рит в том же направ­ле­нии, а не на Ливию или маль­чи­ка. Но, тем не менее, он свя­зан с ними хва­та­тель­ным жестом ребен­ка.

15На маль­чи­ке корот­кая туни­ка, метал­ли­че­ское оже­ре­лье и у него длин­ные вью­щи­е­ся воло­сы. Его иден­ти­фи­ка­ция спор­на. Из-за того, что он сто­ит близ­ко к Агрип­пе, его часто иден­ти­фи­ци­ру­ют как Гая или Луция Цеза­ря. Иден­ти­фи­ка­цию как Гая см. особ. V. Poulsen, Studies in Juliano-Claudian Iconography в жур­на­ле Acta Arch 17 (1946) 4. Moretti 270 (Гай в одеж­де Юла Аска­ния). С. Pietrangeli, Ara Pacis в жур­на­ле ЕЕА I (1958) 525. Иден­ти­фи­ка­цию как Луция см. особ. Petersen 108. A von Domaszewski, Die Familie des Augustus auf der Ara Pacis в жур­на­ле ÖJn 6 (1903) 62. RE XVIII, 2 (1942) 2099, ср. Ara Pacis Augustae (Riemann). Пред­по­ло­же­ние Дж. Р. Кро­уфор­да (A child Portrait of Drusus Junior on the Ara Pacis, в жур­на­ле AJA 26 (1922) 313—315), что маль­чик — это Друз Млад­ший, сын Тибе­рия и Вип­са­нии не полу­чи­ло ника­ко­го при­зна­ния. Одна­ко чер­ты лица и длин­ные вью­щи­е­ся воло­сы маль­чи­ка не сог­ла­су­ют­ся с сох­ра­нив­ши­ми­ся порт­ре­та­ми двух вну­ков Авгу­ста. Метал­ли­че­ское оже­ре­лье обыч­но ассо­ци­и­ро­ва­лось с опре­де­лен­ны­ми ино­зем­ца­ми, но его мог носить и ребе­нок из импе­ра­тор­ской или пат­ри­ци­ан­ской семьи. Метал­ли­че­ское оже­ре­лье в любом слу­чае явля­ет­ся рекон­струк­ци­ей, выпол­нен­ной на осно­ва­нии рисун­ка в Кодек­се Урси­а­на в Вати­кане (№ 3439). См. Toynbee, ProcBritAc 39 (1953) 84, прим. 5. См. так­же RE, 26 сер. VI (1937) 1800—1805, см. Torques (Schuppe). L. Bonfante Warren, Roman Costumes. A Glossary and Some Etruscan Derivations b ANRW I4 (1973) 613. Маль­чи­ка, изо­бра­жен­но­го на южном фри­зе Алта­ря Мира и похо­же­го ребен­ка на север­ном фри­зе (рис. 5), мож­но иден­ти­фи­ци­ро­вать как галль­ских детей из-за при­чес­ки и метал­ли­че­ско­го оже­ре­лья. Их при­сут­ст­вие на фри­зе Алта­ря мож­но объ­яс­нить как напо­ми­на­ние о визи­те Авгу­ста в Гал­лию и мире меж­ду гал­ла­ми и рим­ля­на­ми, кото­рый был достиг­нут в эту поезд­ку. Gercke-Voss 140. Э. Симон (Das neugefundene Bildnis des Gaius Caesar in Mainz, в MZ 58 (1963) 9; Helbig4 II, 686, № 1937; Ara Pacis 18) счи­та­ет маль­чи­ка ино­зем­ным прин­цем. На цар­ский ранг ука­зы­ва­ет диа­де­ма на его голо­ве. Пред­по­ло­же­ние Симо­на при­нял Гер­ке-Воссб 136 сл., особ. 140—141 (иден­ти­фи­ка­ция маль­чи­ка как ино­зем­ца из Гал­лии, обла­сти, откуда Август толь­ко что вер­нул­ся). О свод­ке иден­ти­фи­ка­ций всех пер­со­на­жей Алта­ря Мира, пред­ло­жен­ных до 1934 г. ср. G. Monaco, L ’iconografia imperiale nell’Ara Pacis Augustae, в BullCom 62 (1934) 17—40.

16Об иден­ти­фи­ка­ции мате­ри маль­чи­ка как ино­зем­ки см. Е. Simon, Helbig4 II, 683, № 1937. Simon, Ara Pacis 18. Жен­щи­ну так­же мож­но иден­ти­фи­ци­ро­вать как Юлию, дочь Авгу­ста и жену Агрип­пы, см. сле­дую­щее: P. Ducati, L ’arte classica (Turin 1920) 683., RE XVIII, 2 (1942) 2099, ср. Ara Pacis Augustae (Riemann). Moretti 272. 1. S. Ryberg, The Procession of the Ara Pacis, в MemAmAc 19 (1949) 85. H. Kähler, Die Ara Pacis und die augusteische Friedensidee, в JdI 69 (1954) 76. W. H. Gross, Iulia Augusta (Göttingen 1962) 74. Мало­ве­ро­ят­но, чтобы Юлия, дочь и един­ст­вен­ный ребе­нок Авгу­ста, была изо­бра­же­на как вто­ро­сте­пен­ный пер­со­наж на низ­ком релье­фе фри­за Алта­ря Мира. Веро­ят­но, она изо­бра­же­на на север­ном фри­зе (рис. 6). A. von Domaszewski, ÖJh 6 (1903) 62, пред­по­ло­жил, что это Вип­са­ния Пол­ла, сест­ра Агрип­пы.

Kleiner Diana E. E.

Источники:
© 2007 г. Фото, текст: O. Rossini. Ara Pacis. Rome, Electa, 2007, с. 68—69.
© Описание (2): Kleiner Diana E. E. Mélanges de l’Ecole française de Rome. Antiquité Année 1978 том 90 Numéro 90-2 стр. 757-758.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рельеф алтарь мира августа августова ara pacis augustae мрамор рельеф южный фриз алтарь мира августа ara pacis augustae гай цезарь g148 мальчик юноша диадема шейная гривна ожерелье торк торквес torque torques torquis