Август.

На обороте бюст негра, вырезанный в эпоху Ренессанса.
Сардоникс. Рим. I в. до н. э.
3,1 × 2,3 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Фраг­мент круп­ной камеи, в новое вре­мя под­верг­ну­тый ради­каль­ной рету­ши. Судя по ана­ло­ги­ям, Август сидел на троне, рядом с ним мог­ла поме­щать­ся боги­ня Рома — оли­це­тво­ре­ние рим­ской дер­жа­вы. Рог изоби­лия, атри­бут гения рим­ско­го наро­да, наме­кал на изоби­лие, кото­рое обе­ща­но под­дан­ным. Тон­чай­шие нюан­сы резь­бы заста­ви­ли в XVIII в. фран­цуз­ско­го уче­но­го Мари­ет­та при­пи­сать эрми­таж­ную камею Дио­с­ку­риду. Ввиду силь­ной пере­ра­бот­ки судить о худо­же­ст­вен­ных досто­ин­ствах гем­мы, сох­ра­нив­шей лишь общую ком­по­зи­цию пер­во­на­чаль­но­го порт­ре­та, невоз­мож­но.

На обрат­ной сто­роне камеи в корич­не­вом слое ага­та выре­зан бюст негра в фас. Эта резь­ба под­ска­зы­ва­ет дату и воз­мож­ное место пере­ра­бот­ки антич­ной камеи. Подоб­ные экзо­ти­че­ские бюсты люби­ли выре­зать масте­ра Вене­ции в эпо­ху позд­не­го Ренес­сан­са. Таким обра­зом, неиз­вест­ный вене­ци­ан­ский рез­чик кон­ца XVI в. отва­жил­ся не толь­ко пере­ра­ботать резь­бу древ­не­го масте­ра, но и доба­вить на обо­ро­те камеи — соб­ст­вен­ную.


Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», изд-во «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 116—117, № 46.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: сардоникс камея камеи мужской портрет римский император Октавиан Август Юлии-Клавдии лавровый венок рог изобилия
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА