Портрет Траяна
Мрамор. Нач. II в. н. э. Москва, ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Портрет Траяна.

Мрамор. Нач. II в. н. э.

Москва, ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Описание:
Харак­тер­ным образ­цом этих ран­них порт­ре­тов, в кото­рых осо­бен­но чет­ко про­яви­лись реми­нис­цен­ции рес­пуб­ли­кан­ско­го сти­ля, явля­ет­ся порт­рет импе­ра­то­ра Тра­я­на в собра­нии Государ­ст­вен­но­го музея изо­бра­зи­тель­ных искусств име­ни А.С. Пуш­ки­на. Это рельеф­ная голо­ва, изготов­лен­ная из вто­рич­но исполь­зо­ван­но­го облом­ка ста­туи зад­ра­пи­ро­ван­но­го чело­ве­ка; голо­ва была встав­ле­на в какое-то обрам­ле­ние, воз­мож­но, в мра­мор­ный деко­ра­тив­ный щит, кли­пей, слу­жив­ший укра­ше­ни­ем хра­ма и обще­ст­вен­но­го зда­ния. Изо­бра­жен чело­век сред­них лет с суро­вым нек­ра­си­вым лицом. Хоро­шо пере­да­ны харак­тер­ные чер­ты импе­ра­то­ра Тра­я­на, зна­ко­мые нам по мно­го­чис­лен­ным его изо­бра­же­ни­ям на моне­тах, на релье­фах и в круг­лой скульп­ту­ре: низ­кий выпук­лый лоб, на кото­рый пада­ют почти пря­мые пряди волос, широ­ко поса­жен­ные боль­шие мин­дале­вид­ные гла­за со слег­ка при­щу­рен­ны­ми века­ми, силь­но высту­паю­щий впе­ред нос с тре­уголь­ной скла­доч­кой на пере­но­си­це, доволь­но боль­шой рот с тон­ки­ми плот­но сжа­ты­ми губа­ми, обрам­лен­ный рез­ки­ми склад­ка­ми, креп­кий под­бо­ро­док. Эти чер­ты встре­ча­ют­ся на всех порт­ре­тах Тра­я­на. Порт­ре­ту из мос­ков­ско­го собра­ния близ­ки мно­гие дру­гие ран­ние порт­ре­ты импе­ра­то­ра. Все они харак­те­ри­зу­ют­ся свое­об­раз­ным, свой­ст­вен­ным лишь эпо­хе Тра­я­на сти­лем испол­не­ния, соче­таю­щим моде­ли­ров­ку лица широ­ки­ми, мало рас­чле­нен­ны­ми плос­ко­стя­ми с рез­кой гра­фи­че­ской мане­рой пере­да­чи дета­лей. Осо­бен­но харак­тер­но испол­не­ние волос. На ран­них порт­ре­тах Тра­я­на они охва­ты­ва­ют голо­ву плот­ной шап­кой; неглу­бо­ко вре­зан­ные, чет­кие линии обо­зна­ча­ют отдель­ные почти пря­мые пряди, лишь на кон­цах слег­ка изги­баю­щи­е­ся и рас­хо­дя­щи­е­ся в сто­ро­ны в цен­тре лба или над углом гла­за. Такая трак­тов­ка волос, несколь­ко напо­ми­наю­щая гра­фи­че­ски обо­зна­чен­ные воло­сы на рес­пуб­ли­кан­ских порт­ре­тах, но отли­чаю­ща­я­ся более высо­ким релье­фом, — харак­тер­ная чер­та ико­но­гра­фии [с.50] вре­ме­ни Тра­я­на. Стрем­ле­ние под­ра­жать стро­го­му и чет­ко­му сти­лю рес­пуб­ли­кан­ских порт­ре­тов про­яв­ля­ет­ся и в чрез­вы­чай­но рез­кой гра­фи­че­ской пере­да­че немно­го­чис­лен­ных мор­щин, про­ре­заю­щих лицо Тра­я­на, в чет­ком рисун­ке век, губ. В этих порт­ре­тах нет непо­сред­ст­вен­ной све­же­сти рес­пуб­ли­кан­ских голов с их под­час наив­ным увле­че­ни­ем пере­да­чей отдель­ных дета­лей. Но непра­виль­но рас­смат­ри­вать про­из­веде­ния вре­ме­ни Тра­я­на как внеш­нюю и не вполне удач­ную попыт­ку воз­ро­дить прин­ци­пы рес­пуб­ли­кан­ско­го порт­ре­та. Эпо­ха Тра­я­на созда­ет свой соб­ст­вен­ный порт­рет­ный стиль, стиль несколь­ко холод­ный, лишен­ный эмо­цио­наль­но­сти, но целост­ный и выра­зи­тель­ный.

Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 49—50, илл. 75.
Ключевые слова: скульптура γλυπτική sculptura рим ρώμη имперский портрет αυτοκρατορικό πορτρέτο портрет απεικόνιση римский портрет мрамор портрет голова траяна римский император марк ульпий траян