Статуя Траяна
Мрамор. Нач. II в. н. э.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Статуя Траяна.

Мрамор. Нач. II в. н. э.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Описание:
Око­ло 108 года н. э., судя по изо­бра­же­ни­ям на моне­тах, появ­ля­ет­ся новый тип порт­ре­тов Тра­я­на. Это изме­не­ние свя­за­но, оче­вид­но, с празд­но­ва­ни­ем деся­ти­ле­тия прав­ле­ния импе­ра­то­ра. Гросс в сво­ей рабо­те так и назы­ва­ет их — «порт­ре­ты деся­ти­ле­тия». Если в ран­них порт­ре­тах акцен­ти­ро­вал­ся образ сол­да­та, делив­ше­го со сво­и­ми сорат­ни­ка­ми все труд­но­сти поход­ной жиз­ни, то теперь перед нами не про­стой воин, но победо­нос­ный пол­ко­во­дец и муд­рый государ­ст­вен­ный дея­тель. Впер­вые эти новые чер­ты про­яв­ля­ют­ся в пре­вос­ход­ной порт­рет­ной ста­туе, нахо­дя­щей­ся в Копен­га­гене. По типу лица и трак­тов­ке волос эта скульп­ту­ра при­мы­ка­ет к ран­ним порт­ре­там, но изо­бра­же­ние импе­ра­то­ра обна­жен­ным, в виде могу­че­го атле­та, пред­вос­хи­ща­ет идею геро­иза­ции его обра­за, кото­рая так ясно зву­чит в порт­ре­тах вто­рой поло­ви­ны его прав­ле­ния. К порт­ре­ту Тра­я­на из Копен­га­ге­на вполне при­ло­жи­ма вос­тор­жен­ная харак­те­ри­сти­ка его внеш­но­сти, дан­ная Пли­ни­ем в его «Пане­ги­ри­ке»: «...А его бод­рость, а стат­ная фигу­ра, вели­че­ст­вен­ная голо­ва и пол­ное досто­ин­ства лицо, и ко все­му это­му цве­ту­щий воз­раст, без физи­че­ской сла­бо­сти, но в то же вре­мя не без неко­то­рых ран­них при­зна­ков ста­ро­сти, даро­ван­ных ему бога­ми как бы нароч­но для того, чтобы при­дать боль­ше вели­чия его цар­ст­вен­ной осан­ке!»

Источники:
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura рим имперский портрет римский император марк ульпий траян марка ульпия траяна imperator marcus ulpius traianus портрет портреты римский портрет мрамор портрет статуя траяна римский император марк ульпий траян