Статуя Траяна
Мрамор. Ок. 110 г. н. э.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Статуя Траяна.

Мрамор. Ок. 110 г. н. э.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Описание:
В испол­не­нии дета­лей лица, глаз, губ, волос сох­ра­ня­ет­ся боль­шая чет­кость линий, но в то же вре­мя появ­ля­ет­ся эле­мент пла­сти­че­ской леп­ки фор­мы, начи­на­ет исче­зать сухость, харак­те­ри­зо­вав­шая порт­ре­ты ран­не­го вре­ме­ни. Осо­бен­но замет­но раз­ли­чие в трак­тов­ке волос — теперь это не плот­ная мас­са, рас­чле­нен­ная скуч­ны­ми гра­фи­че­ски­ми лини­я­ми, а сво­бод­но лежа­щие чуть вол­ни­стые пряди, места­ми пере­се­каю­щи­е­ся, рас­хо­дя­щи­е­ся в сто­ро­ны. При сох­ра­не­нии несо­мнен­но боль­шо­го сход­ства, [с.51] что дока­зы­ва­ет­ся срав­не­ни­ем этих порт­ре­тов с мно­го­чис­лен­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми Тра­я­на на моне­тах, в них ясно чув­ст­ву­ет­ся геро­иза­ция обра­за импе­ра­то­ра, стрем­ле­ние при­дать ему осо­бую зна­чи­мость. Если в ран­них порт­ре­тах Тра­я­на ощу­ща­ют­ся реми­нис­цен­ции рес­пуб­ли­кан­ско­го искус­ства, то в этих порт­ре­тах вид­но обра­ще­ние к тра­ди­ци­ям порт­ре­та вре­ме­ни Авгу­ста. В этот же пери­од появ­ля­ют­ся и ста­туи Тра­я­на, изо­бра­жаю­щие его в позе ора­то­ра, обра­щаю­ще­го­ся с речью к вой­скам, вос­про­из­во­дя­щие позу ста­туи Авгу­ста из При­ма Пор­та (напри­мер, ста­туи Тра­я­на из Ути­ки и из Остии). Одна­ко искус­ству вре­ме­ни Тра­я­на, трез­во­му и сдер­жан­но­му, более соот­вет­ст­ву­ет дру­гой вари­ант этой темы, извест­ный еще в I веке н. э., но не полу­чив­ший тогда рас­про­стра­не­ния. Тако­ва луч­шая из дошед­ших до нас пан­цир­ных ста­туй Тра­я­на в собра­нии Нью-Карлс­берг­ской глип­то­те­ки в Копен­га­гене. Несмот­ря на парад­ное оде­я­ние, поза Тра­я­на, пол­ная спо­кой­но­го досто­ин­ства, гораздо про­ще тор­же­ст­вен­ной позы ста­туи Авгу­ста. Голо­ва импе­ра­то­ра по сво­е­му типу близ­ка вати­кан­ско­му бюсту. Ста­туя в Копен­га­гене дает образ уве­рен­но­го в себе пол­ко­во­д­ца, без­услов­но геро­изи­ро­ван­ный, но в то же вре­мя сох­ра­ня­ю­щий всю пол­ноту жиз­нен­ной убеди­тель­но­сти. Веро­ят­но, имен­но таким появ­лял­ся Тра­ян перед сво­и­ми вой­ска­ми. Этот тип доми­ни­ру­ет в бюстах Тра­я­на всей вто­рой поло­ви­ны его прав­ле­ния. Позд­ним порт­ре­там импе­ра­то­ра свой­ст­вен­на тен­ден­ция к уси­ле­нию пла­сти­че­ской пере­да­чи форм.

Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 50—51, илл. 77.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский римский император марк ульпий траян марка ульпия траяна imperator marcus ulpius traianus портрет портреты портретный портретная римский мрамор портрет статуя траяна римский император марк ульпий траян доспехи панцирь римская военная одежда обувь