Статуя Траяна
Мрамор. Ок. 110 г. н. э. Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Статуя Траяна.

Мрамор. Ок. 110 г. н. э.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Описание:
В испол­не­нии дета­лей лица, глаз, губ, волос сох­ра­ня­ет­ся боль­шая чет­кость линий, но в то же вре­мя появ­ля­ет­ся эле­мент пла­сти­че­ской леп­ки фор­мы, начи­на­ет исче­зать сухость, харак­те­ри­зо­вав­шая порт­ре­ты ран­не­го вре­ме­ни. Осо­бен­но замет­но раз­ли­чие в трак­тов­ке волос — теперь это не плот­ная мас­са, рас­чле­нен­ная скуч­ны­ми гра­фи­че­ски­ми лини­я­ми, а сво­бод­но лежа­щие чуть вол­ни­стые пряди, места­ми пере­се­каю­щи­е­ся, рас­хо­дя­щи­е­ся в сто­ро­ны. При сох­ра­не­нии несо­мнен­но боль­шо­го сход­ства, [с.51] что дока­зы­ва­ет­ся срав­не­ни­ем этих порт­ре­тов с мно­го­чис­лен­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми Тра­я­на на моне­тах, в них ясно чув­ст­ву­ет­ся геро­иза­ция обра­за импе­ра­то­ра, стрем­ле­ние при­дать ему осо­бую зна­чи­мость. Если в ран­них порт­ре­тах Тра­я­на ощу­ща­ют­ся реми­нис­цен­ции рес­пуб­ли­кан­ско­го искус­ства, то в этих порт­ре­тах вид­но обра­ще­ние к тра­ди­ци­ям порт­ре­та вре­ме­ни Авгу­ста. В этот же пери­од появ­ля­ют­ся и ста­туи Тра­я­на, изо­бра­жаю­щие его в позе ора­то­ра, обра­щаю­ще­го­ся с речью к вой­скам, вос­про­из­во­дя­щие позу ста­туи Авгу­ста из При­ма Пор­та (напри­мер, ста­туи Тра­я­на из Ути­ки и из Остии). Одна­ко искус­ству вре­ме­ни Тра­я­на, трез­во­му и сдер­жан­но­му, более соот­вет­ст­ву­ет дру­гой вари­ант этой темы, извест­ный еще в I веке н. э., но не полу­чив­ший тогда рас­про­стра­не­ния. Тако­ва луч­шая из дошед­ших до нас пан­цир­ных ста­туй Тра­я­на в собра­нии Нью-Карлс­берг­ской глип­то­те­ки в Копен­га­гене. Несмот­ря на парад­ное оде­я­ние, поза Тра­я­на, пол­ная спо­кой­но­го досто­ин­ства, гораздо про­ще тор­же­ст­вен­ной позы ста­туи Авгу­ста. Голо­ва импе­ра­то­ра по сво­е­му типу близ­ка вати­кан­ско­му бюсту. Ста­туя в Копен­га­гене дает образ уве­рен­но­го в себе пол­ко­во­д­ца, без­услов­но геро­изи­ро­ван­ный, но в то же вре­мя сох­ра­ня­ю­щий всю пол­ноту жиз­нен­ной убеди­тель­но­сти. Веро­ят­но, имен­но таким появ­лял­ся Тра­ян перед сво­и­ми вой­ска­ми. Этот тип доми­ни­ру­ет в бюстах Тра­я­на всей вто­рой поло­ви­ны его прав­ле­ния. Позд­ним порт­ре­там импе­ра­то­ра свой­ст­вен­на тен­ден­ция к уси­ле­нию пла­сти­че­ской пере­да­чи форм.

Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 50—51, илл. 77.
Ключевые слова: мрамор портрет статуя Траяна римский император Марк Ульпий Траян доспехи панцирь римская военная одежда обувь