Нерон Цезарь.

Двухслойный оникс. Рим. I в.
2,5 × 1,7 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
В мастер­ской Дио­с­ку­рида в 20-е гг. I в. была выре­за­на круп­ней­шая антич­ная камея, кото­рая ныне хра­нит­ся в Пари­же и носит наи­ме­но­ва­ние «Боль­шая камея Фран­ции». Эта гем­ма име­ет в высоту 30 см, подоб­ные ей офи­ци­аль­ные зака­зы были поз­же удач­но наз­ва­ны «ага­то­вы­ми мани­фе­ста­ми». Может быть, над нею работа­ло сра­зу несколь­ко рез­чи­ков, но несо­мнен­но, что один из ее созда­те­лей явля­ет­ся авто­ром эрми­таж­но­го порт­ре­та. Это­му рез­чи­ку из шко­лы Дио­с­ку­рида мож­но дать услов­ное наи­ме­но­ва­ние «порт­ре­тист сыно­вей Гер­ма­ни­ка».

Нерон Цезарь, сын Гер­ма­ни­ка, с его хищ­ным, «пти­чьим» про­фи­лем, чем-то похож и на моло­дых людей, вышед­ших из-под рез­ца масте­ра Евти­ха, если бы не боль­шая пла­сти­че­ская сво­бо­да и живо­пис­ная мане­ра резь­бы, отли­чаю­щие порт­рет юно­ши Неро­на. Офи­ци­аль­ный опти­мизм при­двор­но­го искус­ства не поз­во­ля­ет дога­дать­ся, с каким тра­ги­че­ским пер­со­на­жем мы име­ем дело. Тацит сооб­ща­ет, что по при­ка­за­нию Тибе­рия его внук был запу­тан в поли­ти­че­ский про­цесс и в тюрь­ме умо­рен голо­дом.


Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», изд-во «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 126—127, № 51.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: двухслойный оникс камея камеи мужской портрет Нерон Цезарь лавровый венок Нерон Юлий Цезарь Drusus Iulius Caesar Julius Юлии-Клавдии мастерская Диоскурида
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА