Ливия.

Сардоникс. Рим. I в.
3,1 × 2,5 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Инте­рес­но срав­нить, как тот же самый пер­со­наж порт­ре­ти­ру­ет­ся масте­ром с иным худо­же­ст­вен­ным тем­пе­ра­мен­том. В гам­ме коло­ри­та Евтих, создав­ший этот порт­рет, оста­ет­ся бо́льшим рацио­на­ли­стом, неже­ли Гилл. Мы узна­ем «сови­ные» гла­за Ливии, ее «пти­чий» про­филь. Она выглядит поста­рев­шей. Лав­ро­вый венок, преж­де пре­ро­га­ти­ва лишь импе­ра­то­ра и его наслед­ни­ка, увен­чи­ва­ет ее голо­ву. При­чес­ка частич­но зак­ры­та наки­ну­тым на воло­сы пок­ры­ва­лом. Эта осо­бен­ность пере­во­дит образ Ливии в сакраль­ные сфе­ры: она изо­бра­же­на здесь не толь­ко в каче­стве импе­ра­три­цы, но и как жри­ца. После смер­ти Авгу­ста она ста­ла слу­жи­тель­ни­цей учреж­ден­но­го Тибе­ри­ем куль­та осно­ва­те­ля импе­рии. Ему пок­ло­ня­лись как Боже­ст­вен­но­му Авгу­сту Отцу (име­лось в виду— «Отцу Оте­че­ства»). Отсюда холод­ная отчуж­ден­ность порт­ре­та, ника­кие эмо­ции не умест­ны в момент бого­слу­же­ния.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», изд-во «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 130—131, № 53.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: сардоникс камея камеи женский портрет римская императрица Ливия Друзилла Юлия Августа g132 Юлии-Клавдии лавровый венок мастерская Диоскурида резчик Евтих
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА