Саркофаг с портретом умершей в медальоне, поддерживаемом летящими Викториями.

Желтовато-белый мрамор. Вторая четверть III в. н. э.
Высота 46 см, ширина передней стенки 81 см, ширина боковой стенки 53,5 см.
Инв. № II 1а 761.

Москва, ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Описание:
92. Сар­ко­фаг с порт­ре­том умер­шей в меда­льоне, под­дер­жи­ва­е­мом летя­щи­ми Вик­то­ри­я­ми.

Вто­рая чет­верть III века. Мра­мор жел­то­ва­то-белый. В. 46, Ш. пере­д­ней стен­ки 81, Ш. боко­вой стен­ки 53,5. Левый угол с частью стен­ки отбит и допол­нен в пласт­мас­се, сбои по верх­не­му краю. Утра­чен ряд дета­лей, сби­ты носы у всех, кро­ме край­ней сле­ва, фигур. В дне сар­ко­фа­га про­свер­ле­но отвер­стие (види­мо, сар­ко­фаг исполь­зо­вал­ся в каче­стве бас­сей­на для фон­та­на). Посту­пил в 1927 году из име­ния Баря­тин­ских Ива­нов­ское. Инв. II 1а 761


Неболь­шой пря­мо­уголь­ный сар­ко­фаг с рельеф­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми на лице­вой и боко­вых сто­ро­нах. В цен­тре лице­вой сто­ро­ны — меда­льон с порт­рет­ным изо­бра­же­ни­ем умер­шей, под­дер­жи­ва­е­мый дву­мя летя­щи­ми Вик­то­ри­я­ми. Под меда­льо­ном изо­бра­же­на ваза с фрук­та­ми, по сто­ро­нам от нее — боги­ня зем­ли Тел­лус с рогом изоби­лия и зме­ей у ног и бог морей Оке­ан с рулем и мор­ским дра­ко­ном. Флан­ки­ру­ют ком­по­зи­цию два эрота: сле­ва эрот перед цилин­дри­че­ским алта­рем с жен­ской тра­ги­че­ской мас­кой, играю­щий на двой­ной флей­те, спра­ва эрот с факе­лом на пле­че и фона­рем в руке. Сим­мет­рич­ность ком­по­зи­ции в соеди­не­нии с под­черк­ну­той мате­ри­аль­но­стью фигур, выпол­нен­ных в высо­ком релье­фе, харак­те­ром изо­бра­же­ния оде­я­ний поз­во­ля­ет дати­ро­вать сар­ко­фаг вто­рой чет­вер­тью III века. Дати­ров­ке не про­ти­во­ре­чит порт­рет­ное изо­бра­же­ние умер­шей — моло­дой девуш­ки со свит­ком в руке.

Ее про­стая при­чес­ка с глад­ко заче­сан­ны­ми воло­са­ми, нис­па­даю­щи­ми на пле­чи и при­под­ня­ты­ми на затыл­ке, нахо­дит ана­ло­гии в жен­ских порт­ре­тах это­го вре­ме­ни1. Чер­ты лица пере­да­ны небреж­но, уши и гла­за поса­же­ны несо­раз­мер­но высо­ко: оче­вид­но, порт­рет был испол­нен дру­гим, менее уме­лым масте­ром, чем осталь­ной декор. На боко­вых сто­ро­нах в низ­ком релье­фе изо­бра­же­ны гри­фо­ны2.


1 Ср. порт­рет рим­лян­ки в Бер­лине (Blümel C. Staatliche Museen zu Berlin. Katalog der Sammlung antiker Skulpturen. Römische Bildnisse. Berlin, 1933. R 89, Taf. 55—56); порт­рет умер­шей на сар­ко­фа­ге Ахил­ла в Пари­же (Bianchi Bandinelli R. Roma. La fine dell’arte antica. Roma, 1980, fig. 39); порт­рет девуш­ки в Сель­д­жу­ке (Inan J., Rosenbaum E. Roman and Early Byzantine Portrait Sculpture in Asia Minor. London, 1966, N 163, pl. 95, 1—2); порт­рет жен­щи­ны в Изми­ре (Ibid., N 170, pl. XCIX, 1—2); порт­рет девуш­ки в Бра­ун­швей­ге (Andreae B. The Art of Rome. New York, 1977, fig. 140).

2 Ана­ло­гич­ное укра­ше­ние боко­вых сто­рон име­ет­ся на ряде сар­ко­фа­гов в III веке. Ср. сар­ко­фаг в Нью-Йор­ке: McCann A. Roman Sarcophagi in the Metropolitan Museum of Art. New York, 1978, N 19, fig. 153, 154.


БИБЛИОГРАФИЯ:

Сидо­ро­ва Н. А. Рим­ские сар­ко­фа­ги в собра­нии ГМИИ. — Труды ГМИИ, М., 1960, с. 97, ил. на с. 92


Источники:
© 2011 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1987 г. Текст описания: Античная скульптура из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Изобразительное искусство, Москва, 1987, с. 148, кат. 92.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: белый мрамор саркофаг рельеф с imago clipeata на саркофаге портрет умершей в медальоне Океан Теллус Tellus Mater Земля женщина женский портрет корабельный руль рог изобилия змея крылатая Нике Виктория Победа эрот эроты Эрос амур амуры Купидон ваза с фруктами фрукты свиток музыкальный инструмент музыкальные инструменты двойная флейта авлос флейтист морской дракон алтарь гирлянда трагическая маска факел лампа фонарь Инв № II 1а 761
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА