Статуя Нерона в детском возрасте в тоге и с буллой, держащего свиток.

Мелкозернистый мрамор. Ок. 50 г.
Высота 138 см.
Инв. № MR 337 (Ma 1210; N 1580).

Париж, Лувр.

Происхождение:
Про­ис­хож­де­ние неиз­вест­но. При­об­ре­те­на в 1807 г., преж­де в кол­лек­ции Бор­ге­зе.

Описание:
Когда Клав­дий взо­шел на трон, он был послед­ним из сво­е­го поко­ле­ния Юли­ев-Клав­ди­ев, спо­соб­ным взять под кон­троль импе­рию. Толь­ко его закон­ные наслед­ни­ки мог­ли леги­тим­но насле­до­вать ему. Един­ст­вен­но­му ребен­ку[1] Клав­дия и Мес­са­ли­ны, Бри­тан­ни­ку, было семь лет, когда его мать была уби­та в 48 г. в резуль­та­те интриг Агрип­пи­ны Млад­шей. Агрип­пи­на, внуч­ка Юлии и Агрип­пы и пра­внуч­ка Авгу­ста, пла­ни­ро­ва­ла сде­лать Неро­на, сво­е­го сына от пер­во­го бра­ка, пре­ем­ни­ком Клав­дия. Она вышла замуж за Клав­дия в 48 г. и суме­ла убедить его усы­но­вить Неро­на два года спу­стя. После смер­ти Клав­дия в 54 г. Нерон стал импе­ра­то­ром Тибе­ри­ем Клав­ди­ем Неро­ном. Толь­ко год спу­стя Агрип­пи­на отра­ви­ла Бри­тан­ни­ка[2]. Неро­ну тогда было восем­на­дцать лет.

Усы­нов­ле­ние Неро­на Клав­ди­ем про­изо­шло за год до того, как Нерон достиг совер­шен­но­ле­тия в воз­расте 14 лет и надел муж­скую тогу (toga virilis). Усы­нов­ле­ние сде­ла­ло Неро­на его пред­по­ла­га­е­мым наслед­ни­ком, и изо­бра­же­ния Неро­на были быст­ро рас­про­стра­не­ны по всей импе­рии. Лувр и Нацио­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей Пар­мы рас­по­ла­га­ют почти иден­тич­ны­ми порт­ре­та­ми юно­го маль­чи­ка, нося­ще­го тогу-пре­тек­сту (тога с пур­пур­ной кай­мой) и бул­лу (укра­ше­ние, кото­рое дети носи­ли на шее). Ста­туя в Пар­ме про­ис­хо­дит из бази­ли­ки в Вел­лейе, где она была най­де­на вме­сте с дру­ги­ми порт­ре­та­ми Юли­ев-Клав­ди­ев, вклю­чая изо­бра­же­ние Клав­дия.

Срав­не­ние с моне­та­ми с изо­бра­же­ни­ем Бри­тан­ни­ка иск­лю­ча­ет воз­мож­ность того, что это порт­рет род­но­го сына Клав­дия. При­чес­ка очень похо­жа на при­чес­ку послед­них порт­рет­ных изо­бра­же­ний Клав­дия, извест­ных как «Турин­ский тип», осо­бен­но­стью кото­ро­го явля­ют­ся воло­сы, рас­че­сан­ные очень пря­мо надо лбом и разде­лен­ные неболь­шой «вил­кой» над носом или над внут­рен­ним углом пра­во­го гла­за. Эта при­чес­ка была у Клав­дия в Себастей­оне (храм, посвя­щен­ный куль­ту импе­ра­то­ров) в Афро­ди­сии. Подо­бие при­че­сок под­чер­ки­ва­ло близ­кое род­ство Клав­дия и Неро­на, хотя фак­ти­че­ски их не свя­зы­ва­ли ника­кие кров­ные узы[3].

Хотя здесь рот Неро­на уже доволь­но малень­кий и мяси­стый и его гла­за кажут­ся уто­нув­ши­ми под слег­ка изо­гну­ты­ми бро­вя­ми, его лицо все еще обла­да­ет искрен­ней при­тя­га­тель­но­стью. Одна­ко тен­ден­ция к боль­шо­му реа­лиз­му в импер­ских порт­ре­тах, воз­ник­шая при Клав­дии, про­дол­жи­лась во вре­мя четыр­на­дца­ти­лет­не­го прав­ле­ния Неро­на; таким обра­зом, модель лица в четы­рех порт­рет­ных типах зна­чи­тель­но изме­ня­лась по мере того, как моло­дой чело­век физи­че­ски взрос­лел: при­чес­ка полу­чи­ла боль­ший объ­ем, ста­но­вясь более слож­ной и даже экс­тра­ва­гант­ной, веро­ят­но, при помо­щи щип­цов для завив­ки. Чер­ты лица огру­бе­ли, а выра­же­ние ста­ло мрач­ным и враж­деб­ным1.

Эти изме­не­ния озна­ча­ют боль­ше, чем про­сто поис­ки точ­но­го изо­бра­же­ния. Послед­ние порт­ре­ты Неро­на пора­зи­тель­ны, пото­му что они демон­стри­ру­ют такой под­ход к искус­ству, кото­рый наце­лен на ока­за­ние опре­де­лен­но­го эффек­та. Эти порт­ре­ты отра­жа­ют эсте­ти­че­ские пред­убеж­де­ния Неро­на и его стрем­ле­ние к вызы­ваю­ще­му про­ти­во­сто­я­нию верист­ско­му сти­лю эпо­хи Рес­пуб­ли­ки, так же как и авгу­стов­ской импер­ской идео­ло­гии, осно­ван­ной на рав­но­ве­сии, сдер­жан­но­сти и ува­же­нии к тра­ди­ци­он­ным фор­мам. В 69 г. Нерон запла­тил за эту пози­цию сво­ей жиз­нью.

Daniel Roger
© 2008 Пере­вод с англ. С. И. Сос­нов­ско­го, под ред. О. В. Люби­мо­вой

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Hiesinger 1975.

При­ме­ча­ния О. В. Люби­мо­вой:

[1] Клав­дий и Мес­са­ли­на име­ли так­же дочь Окта­вию.
[2] Бри­тан­ни­ка отра­вил Нерон, а не Агрип­пи­на.
[3] По отцу Нерон при­хо­дил­ся Клав­дию дво­ю­род­ным пле­мян­ни­ком, а по мате­ри — вну­ча­тым пле­мян­ни­ком.


Литература:
Kersauson (de) 1986, pp. 210—211.

Источники:
© 2007 Фото, текст: C. Giroire, D. Roger. Roman Art from the Louvre. Hudson Hills Press, 2007, p. 80, cat. 23 (ISBN: 1-55595-283-6).
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: мелкозернистый мрамор портрет статуя Нерона в детском возрасте в тоге и с буллой держащего свиток римский император Нерон Юлии-Клавдии тога булла амулет Инв № MR 337 Ma 1210 N 1580
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА