Голова Нерона.

Мрамор. 50-е гг. н. э.

Рим, Национальный римский музей.

Описание:
Сле­ду­ет думать, что в это вре­мя суще­ст­во­ва­ли раз­лич­ные шко­лы порт­рет­но­го искус­ства. Одни все еще сле­до­ва­ли клас­си­циз­му эпо­хи Авгу­ста, дру­гие же работа­ли в духе ново­го направ­ле­ния, более реа­ли­сти­че­ско­го. В скульп­тур­ном порт­ре­те вре­ме­ни импе­ра­то­ра Неро­на (54—68 гг. н. э.), пре­ем­ни­ка Клав­дия, мы видим про­дол­же­ние и раз­ви­тие это­го направ­ле­ния.
Голо­ва Неро­на в Нацио­наль­ном музее в Риме* — пре­крас­ный это­му при­мер. Она была испол­не­на в пер­вые годы прав­ле­ния Неро­на и изо­бра­жа­ет его моло­дым. Моде­ли­ров­ка лица с его нерез­ки­ми, немно­го рас­плыв­ча­ты­ми чер­та­ми выпол­не­на очень мяг­ко. Пол­ные щеки обрам­ле­ны корот­кой бород­кой, неболь­шие гла­за под при­пух­ши­ми века­ми смот­рят при­сталь­но и недоб­ро­же­ла­тель­но. При­чес­ка в виде наче­сан­ных на лоб сер­по­вид­ных прядей харак­тер­на для изо­бра­же­ний Неро­на; она встре­ча­ет­ся и на дру­гих порт­ре­тах его вре­ме­ни. Порт­рет Неро­на, испол­нен­ный, несо­мнен­но, неза­у­ряд­ным худож­ни­ком, не выяв­ля­ет пол­но­стью тех оттал­ки­ваю­щих черт его харак­те­ра, кото­рые про­яви­лись осо­бен­но рез­ко в послед­ние годы его жиз­ни. Но они пред­у­га­ды­ва­ют­ся в мрач­ном взгляде, в едва замет­ной зло­ве­щей улыб­ке рта. «Гру­бость, сла­до­стра­стие, изне­жен­ность, алч­ность и жесто­кость про­яв­ля­лись в нем сна­ча­ла лишь посте­пен­но, неза­мет­но, слов­но заблуж­де­ния юно­ше­ско­го воз­рас­та; одна­ко и в то вре­мя всем было ясно, что это были врож­ден­ные поро­ки, а не при­су­щие толь­ко воз­рас­ту» (Све­то­ний, Нерон, 26).
[с.37] Созда­ние тако­го, отнюдь не иде­а­ли­зи­ру­ю­ще­го обра­за пра­ви­те­ля в офи­ци­аль­ном при­двор­ном порт­ре­те объ­яс­ня­ет­ся воз­рос­шим стрем­ле­ни­ем к реа­лиз­му, к пере­да­че близ­ко­го сход­ства.
Отход от клас­си­циз­ма и уси­ле­ние реа­ли­сти­че­ских тен­ден­ций, а так­же при­ме­не­ние новых при­е­мов более мяг­кой и пла­стич­ной моде­ли­ров­ки и более живо­пис­ной трак­тов­ки поверх­но­сти дела­ют порт­рет вре­ме­ни Клав­дия и Неро­на пере­ход­ным от авгу­стов­ско­го клас­си­циз­ма к искус­ству вре­ме­ни Фла­ви­ев.
————————
* Мно­гие из извест­ных порт­ре­тов Неро­на в насто­я­щее вре­мя при­зна­ны не антич­ны­ми, как, напри­мер, голо­ва из чер­но­го кам­ня в Уффи­ци во Фло­рен­ции.

Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. РИМСКИЙ СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ. М., «Искусство», 1975, с. 36—37, илл. 53.
Ключевые слова: мрамор мужской портрет портретная голова римский император Нерон Юлии-Клавдии