Афина Паладжи
Пентелийский мрамор. Греческая копия эпохи Августа.
Выс. 43 см.
Инв. № G 1060.Болонья, Городской археологический музей. Фото: И. А. Шурыгин

Афина Паладжи.

Пентелийский мрамор. Греческая копия эпохи Августа.
Выс. 43 см.
Инв. № G 1060.

Болонья, Городской археологический музей.

Происхождение:
В 1829 г. скульп­ту­ра была при­об­ре­те­на болон­ским худож­ни­ком Пела­д­жо Пала­джи (Pelagio Palagi) у вене­ци­ан­ско­го анти­ква­ра Анто­нио Сан­ку­и­ри­ко; дол­гое вре­мя «голо­ва Пала­джи» счи­та­лась муж­ской, при­над­ле­жав­шей атле­ту или Апол­ло­ну, и толь­ко в кон­це 1880-х годов немец­кий архео­лог А. Фурт­вен­глер обна­ру­жил связь меж­ду болон­ской голо­вой и неко­ей ста­ту­ей без голо­вы, хра­нив­шей­ся в Дрездене. Опи­ра­ясь на свиде­тель­ства антич­ных авто­ров, он пред­по­ло­жи­тель­но иден­ти­фи­ци­ро­вал ее как Афи­ну Лем­нос­скую (Афи­на Лем­ния). Нев­зи­рая на бур­ные деба­ты, вызван­ные такой иден­ти­фи­ка­ци­ей в среде архео­ло­гов, на сего­дняш­ний день она явля­ет­ся обще­при­знан­ной.

Описание:
Истин­ной дра­го­цен­но­стью кол­лек­ции Пала­джи явля­ет­ся голо­ва Афи­ны из пен­те­лий­ско­го мра­мо­ра, рим­ская копия утра­чен­ной брон­зо­вой фигу­ры боги­ни, зака­зан­ной Фидию в 541—447 гг. до н. э. груп­пой афин­ских граж­дан, соби­рав­ших­ся осно­вать коло­нию на ост­ро­ве Лем­нос в Эгей­ском море. Поэто­му ста­туя, уста­нов­лен­ная ex voto на афин­ском Акро­по­ле, полу­чи­ла наз­ва­ние «Лем­нос­ской» или «Лем­ния». Граж­дане, зака­зав­шие ее, рас­счи­ты­ва­ли при стро­и­тель­стве коло­нии на защи­ту боги­ни, пок­ро­ви­тель­ни­цы их горо­да.

Фидий пред­ста­вил боги­ню, обыч­но изо­бра­жав­шу­ю­ся с ору­жи­ем и гото­вой к бит­ве, в спо­кой­ной позе, оде­той в туни­ку и накид­ку, опи­рав­шей­ся на копье и со шле­мом в пра­вой руке. Ста­туя яви­лась сим­во­лом мира и пре­вос­ход­ства разу­ма и соот­вет­ст­во­ва­ла по духу Афине Перик­ла, имев­шей широ­кую извест­ность в антич­но­сти, и вызы­вав­шей вос­торг сво­ей кра­сотой.

Брон­зо­вый ори­ги­нал не сох­ра­нил­ся; одна­ко пред­став­ле­ние о нем мож­но соста­вить по копи­ям рим­ской эпо­хи, боль­шин­ство кото­рых пред­став­ля­ют голо­ву боги­ни.

Пред­по­ло­жи­тель­но будучи работой гре­че­ско­го скуль­п­то­ра, выпол­нен­ная в эпо­ху Авгу­ста (конец I в. до н. э. — нача­ло I в. н. э.), Афи­на Пала­джи, без сомне­ния, точ­но вос­про­из­во­дит ори­ги­нал Фидия, и в худо­же­ст­вен­ном отно­ше­нии явля­ет­ся работой высо­чай­ше­го уров­ня.


Источники:
© 2010 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Текст: музейные информационные материалы (перевод И. А. Шурыгин.)
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческая греческие голова мифология mythologia graeca богиня афина паллада athene athena pallas пентелийский мрамор минерва скульптор фидий лемнийская лемносская лемния паладжи краска раскраска волос инв № g 1060