Ливия.

Белый мрамор. 1-я половина I в. н. э.
Инв. № 572.

Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.

Происхождение:
Рим, из Тиб­ра.

Описание:

Порт­рет Ливии.

Най­ден в Риме во вре­мя стро­и­тель­ных работ в рус­ле Тиб­ра. Левая бровь отби­та; гип­со­вые допол­не­ния на носу, под­бо­род­ке и шее.
Белый мра­мор. Высота 30,5 см; инв. № 572.

Порт­рет девуш­ки с широ­ким, немно­го тре­уголь­ным лицом, боль­ши­ми мин­дале­вид­ны­ми гла­за­ми и тон­ки­ми губа­ми. Ее воло­сы, с харак­тер­ным высо­ким узлом впе­реди (nodus), запле­те­ны на макуш­ке по цен­тру в тон­кую косу, спус­каю­щу­ю­ся к шиньо­ну в ниж­ней части шеи, и спа­да­ют по сто­ро­нам вол­на­ми, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся в обла­сти затыл­ка как бы пет­лей. Физи­че­ские осо­бен­но­сти — такие, как боль­шие, очень выра­зи­тель­ные гла­за, и воле­вой под­бо­ро­док — и осо­бен­но при­чес­ка с высо­ким узлом надо лбом, поз­во­ля­ют нам иден­ти­фи­ци­ро­вать эту фигу­ру как Ливию, мать буду­ще­го импе­ра­то­ра Тибе­рия и жену Авгу­ста, кото­рый посмерт­но усы­но­вил ее под име­нем Юлии Авгу­сты. Эта харак­тер­ная при­чес­ка, «Тип нодус», была введе­на в моду в Риме Окта­ви­ей, сест­рой Авгу­ста (и впер­вые задо­ку­мен­ти­ро­ва­на на аурее пери­о­да три­ум­ви­ра­та) и демон­стри­ро­ва­ла сво­ей отно­си­тель­ной стро­го­стью и про­стотой кон­сер­ва­тив­ный про­тест про­тив замыс­ло­ва­тых элли­ни­сти­че­ских при­че­сок, кото­ры­ми щего­ля­ли знат­ные рим­ские жен­щи­ны в рес­пуб­ли­кан­ский пери­од. Суще­ст­ву­ет четы­ре раз­ных порт­рет­ных типа Ливии с этой при­чес­кой, кото­рая явля­лась выра­же­ни­ем новой рим­ской мат­ро­ны, casta и univira[1]. Тибр­ский порт­рет отно­сит­ся к типу, обра­зец кото­ро­го — ста­туя № 615 из Новой Карлс­берг­ской глип­то­те­ки в Копен­га­гене, кото­рая посту­пи­ла из Фаю­ма и, веро­ят­но, дати­ру­ет­ся дву­мя послед­ни­ми деся­ти­ле­ти­я­ми I в. до н. э.

Brunella Germini

ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА:

[1]casta (лат.) — непо­роч­ная, цело­муд­рен­ная жен­щи­на; univira (лат.) — жен­щи­на, быв­шая лишь один раз заму­жем.


Литература:
B. M. Felletti Maj, Museo Nazionale Romano. I ritratti, Rome, 1953, с. 55, № 87 (порт­рет част­но­го лица);
о про­ис­хож­де­нии при­чес­ки с цен­траль­ным ноду­сом см. W. Trillmich, Das Torlonia Mädchen. Zu Herkunft und Entstehung des kaiserzeitlichen Frauenporträts, Göttingen, 1976, с. 64, прим. 217;
R. Winkes, Der Kameo Marlborough: Ein Urbild der Livia, AA, 1982, с. 131 ff.;
K. Fittschen, P. Zanker, Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen Kommunalen Sammlungen der Stadt Rom, Mainz am Phein, 1985, III, с. 2, прим. 6, K (с исчер­пы­ваю­щей биб­лио­гра­фи­ей ико­но­гра­фии, отно­ся­щей­ся к Ливии);
Museo Nazionale Romano, Le sculture, Rome, I, 9. 1 (1987), с. 127—128, R 87 (L. Nista);
Kaiser Augustus und die verlorene Republik, Ката­лог выстав­ки (Бер­лин, 7 июня — 14 авгу­ста 1988), Mainz, с. 305, № 142 (аурей Окта­вии).

Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 2005 г. Описание: Museo Nazionale Romano. Palazzo Massimo alle Terme. English Edition. Edited by Adriano La Regina. Electa, 2005 (First Edition 1998), p. 47.
© 2011 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: белый мрамор голова женский портрет женщина римская императрица Ливия Друзилла Юлия Августа Livia Drusilla Iulia Julia Augusta g132 Юлии-Клавдии женская прическа тип Марбери Холл Marbury Hall из Тибра Тибр Инв № 572
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА