Римская копия кон. I в. — нач. II в. н. э. по греческому оригиналу V в. до н. э.Инв. № 8624.Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс Фото: С. И. Сосновский
Гермес Лудовизи (Меркурий Оратор).
Римская копия кон. I в. — нач. II в. н. э. по греческому оригиналу V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
Гермес (Меркурий) Людовизи.
Среднезернистый мрамор (пентелийский).Инв. № 8624.
Жест фигуры Гермеса (Меркурия) стал причиной добавления эпитета «Оратор» (Logios) для обозначения бога красноречия, для которого характерен ораторский жест — поднятая правая рука. Однако, это скульптурное изображение — результат реставрации Альгарди, который стремился придать иконографии этого бога иной характер, отличный от оригинального.
Статуя является копией римского времени (конца I — начала II вв. н. э.) греческой бронзовой статуи V в. до н. э., возможно, работы Фидия, скульптора Парфенона, или мастера его школы. Сосредоточенное и печальное выражение лица напоминает погребальную скульптуру, с правой рукой, приподнятой в жесте прощания; левая рука держала кадуцей, жезл с двумя переплетенными змеями, который является характерным атрибутом бога, изображенного в образе Психопомпа, сопровождающего души умерших в загробный мир. В 1661 г. Алессандро Альгарди (Alessandro Algardi) реставрировал скульптуру, переделав правую руку, ногу с базой, кончик носа, а также атрибуты, характерные для этого божества, такие как края и крылья петаса, широкополой шляпы, мешочек в левой руке и кадуцей в правой; эти дополнения, сейчас удаленные, воспроизведены на рисунках Клода Рандона (Claude Randon), напечатанных в 1704 г.
Античное художественное оформление статуй часто было связано с их раскраской, особенно головы и одежды; волосы этой статуи, должно быть, были раскрашены и позолочены — на них осталась красная краска, указывающая на подготовку к золочению.