Гермес Лудовизи (Меркурий Оратор)
Среднезернистый (пентелийский) мрамор.
Римская копия кон. I в. — нач. II в. н. э. по греческому оригиналу V в. до н. э.
Инв. № 8624.Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс. Фото: С. И. Сосновский

Гермес Лудовизи (Меркурий Оратор).

Среднезернистый (пентелийский) мрамор.
Римская копия кон. I в. — нач. II в. н. э. по греческому оригиналу V в. до н. э.
Инв. № 8624.

Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.

Частная коллекция, Лудовизи.
Описание:

Гер­мес (Мер­ку­рий) Людо­ви­зи.

Сред­не­зер­ни­стый мра­мор (пен­те­лий­ский).
Инв. № 8624.

Жест фигу­ры Гер­ме­са (Мер­ку­рия) стал при­чи­ной добав­ле­ния эпи­те­та «Ора­тор» (Logios) для обо­зна­че­ния бога крас­но­ре­чия, для кото­ро­го харак­те­рен ора­тор­ский жест — под­ня­тая пра­вая рука. Одна­ко, это скульп­тур­ное изо­бра­же­ние — резуль­тат рестав­ра­ции Аль­гар­ди, кото­рый стре­мил­ся при­дать ико­но­гра­фии это­го бога иной харак­тер, отлич­ный от ори­ги­наль­но­го.

Ста­туя явля­ет­ся копи­ей рим­ско­го вре­ме­ни (кон­ца I — нача­ла II вв. н. э.) гре­че­ской брон­зо­вой ста­туи V в. до н. э., воз­мож­но, работы Фидия, скуль­п­то­ра Пар­фе­но­на, или масте­ра его шко­лы. Сос­ре­дото­чен­ное и печаль­ное выра­же­ние лица напо­ми­на­ет погре­баль­ную скульп­ту­ру, с пра­вой рукой, при­под­ня­той в жесте про­ща­ния; левая рука дер­жа­ла каду­цей, жезл с дву­мя пере­пле­тен­ны­ми зме­я­ми, кото­рый явля­ет­ся харак­тер­ным атри­бу­том бога, изо­бра­жен­но­го в обра­зе Пси­хо­пом­па, соп­ро­вож­даю­ще­го души умер­ших в загроб­ный мир. В 1661 г. Алес­сан­дро Аль­гар­ди (Alessandro Algardi) реста­ври­ро­вал скульп­ту­ру, пере­де­лав пра­вую руку, ногу с базой, кон­чик носа, а так­же атри­бу­ты, харак­тер­ные для это­го боже­ства, такие как края и кры­лья пета­са, широ­ко­по­лой шля­пы, мешо­чек в левой руке и каду­цей в пра­вой; эти допол­не­ния, сей­час уда­лен­ные, вос­про­из­веде­ны на рисун­ках Кло­да Ран­до­на (Claude Randon), напе­ча­тан­ных в 1704 г.

Антич­ное худо­же­ст­вен­ное оформ­ле­ние ста­туй часто было свя­за­но с их рас­крас­кой, осо­бен­но голо­вы и одеж­ды; воло­сы этой ста­туи, долж­но быть, были рас­кра­ше­ны и позо­ло­че­ны — на них оста­лась крас­ная крас­ка, ука­зы­ваю­щая на под­готов­ку к золо­че­нию.


Источники:
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческая греческие статуя statua statuae мифология mythologia graeca гермес гермеса hermes римская romana меркурий меркурия mercurius римский римские копия статуи пентелийский мрамор marmor pentelicum среднезернистый плащ фидий фидия phidias pheidias керикей керикейон кадуцей kerykeion caduceus петас дорожная шапочка шапка petasos petasus коллекция лудовизи людовизи психопомп психопомпа psychopompos psychopompus алессандро альгарди alessandro algardi оратор оратора logios инв № 8624