Бюст Веспасиана
Мрамор.
Ок. 70 г.
Флоренция, Галерея Уффици

Бюст Веспасиана.

Мрамор.
Ок. 70 г.

Флоренция, Галерея Уффици.

Описание:
Одним из луч­ших порт­ре­тов ран­не­го пери­о­да, испол­нен­ных око­ло 69—70 годов, по спра­вед­ли­во­сти счи­та­ет­ся порт­рет импе­ра­то­ра Вес­па­си­а­на, хра­ня­щий­ся во Фло­рен­ции, в Уффи­ци. Голо­ва дана в живом пово­ро­те, ее фор­ма, очень ком­пакт­ная, пере­да­ет харак­тер­ные для Фла­ви­ев несколь­ко уко­ро­чен­ные про­пор­ции лица. Пере­хо­ды из одной плос­ко­сти в дру­гую сде­ла­ны мяг­ко и живо­пис­но: бле­стя­щей кажет­ся лыси­на, [с.41] свет­лы­ми — зор­кие и насмеш­ли­вые глаз­ки, огру­бе­лость кожи лба и щек под­чер­ки­ва­ет­ся тон­ки­ми мор­щин­ка­ми вокруг глаз, моде­ли­ров­ка ниж­ней части лица выяв­ля­ет харак­тер­ные осо­бен­но­сти рта и под­бо­род­ка, на силь­ной шее обо­зна­че­ны попе­ре­ч­ные, стар­че­ские мор­щи­ны. Образ Вес­па­си­а­на, вопло­щен­ный в порт­ре­те из Уффи­ци, соот­вет­ст­ву­ет свиде­тель­ствам древ­них авто­ров об этом импе­ра­то­ре. Он пред­став­ля­ет­ся чело­ве­ком с силь­ной волей, любя­щим жизнь, не склон­ным к сомне­ни­ям и коле­ба­ни­ям. Он обла­дал боль­шим чув­ст­вом юмо­ра, кото­рое поз­во­ли­ло ему сох­ра­нять досто­ин­ство «ново­го» чело­ве­ка, каким он про­дол­жал оста­вать­ся в гла­зах ста­рой, сенат­ской ари­сто­кра­тии.
«...Он с пер­во­го же дня пока­зал себя скром­ным и снис­хо­ди­тель­ным, при­чем не толь­ко не скры­вал сво­его скром­но­го поло­же­ния в преж­ние годы, но посто­ян­но ста­рал­ся напо­ми­нать о нем...» (Све­то­ний, Боже­ст­вен­ный Вес­па­си­ан, 12). В его обли­ке есть нечто про­сто­на­род­ное: он похож на зем­ледель­цев его род­ных Сабин­ских гор, с при­су­щей им смет­ли­во­стью, при­род­ным скеп­ти­циз­мом, доб­ро­ду­ши­ем и здра­вым смыс­лом. Скуль­п­тор увидел и пока­зал гру­бо­ва­тое вели­чие Вес­па­си­а­на, его любовь к жиз­ни.
Про­стран­ст­вен­ность пост­ро­е­ния голо­вы, живо­пис­ность трак­тов­ки поверх­но­сти, дохо­дя­щие почти до иллю­зор­но­сти, свиде­тель­ст­ву­ют об исполь­зо­ва­нии наследия элли­ни­сти­че­ско­го искус­ства. Эти осо­бен­но­сти сти­ля направ­ле­ны на уси­ле­ние харак­тер­но­го в обра­зе, на мак­си­маль­ную заост­рен­ность инди­виду­аль­ных осо­бен­но­стей порт­ре­ти­ру­е­мо­го, состав­ля­ю­щую спе­ци­фи­ку рим­ско­го порт­ре­та. В этом зак­лю­ча­ет­ся отли­чие порт­ре­тов фла­ви­ев­ских от элли­ни­сти­че­ских, в кото­рых боль­ше обоб­щен­но­сти и харак­те­ри­сти­ка обра­за не столь инди­виду­аль­на.

Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 40—41, илл. 61.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский имперский император веспасиан веспасиана imperator vespasianus династия флавиев флавии gens flavia flavii скульптура скульптурный sculptura римская римские бюст голова мрамор военный плащ палудаментум paludamentum застежка фибула fibula бахрома с бахромой fimbria fimbriae инв № 127