330—320 гг. до н. э.Инв. № B1.Салоники, Археологический музей
Дервенийский кратер.
330—320 гг. до н. э.
Салоники, Археологический музей.
Кратер из Дервени
Уникальная находка и продукт изысканной торевтики IV в. до н. э., этот сосуд использовался в качестве урны для хранения пепла покойного в Дервенийской гробнице № 2. Первоначально сосуд предназначался для смешивания вина и воды.
Его тщательно продуманное художественное исполнение представляет собой гимн богу Дионису, его всемогуществу в природе и власти над жизнью и смертью. На лицевой стороне вазы (главная сторона) изображена священная свадьба бога и Ариадны. Пара изображена на скале, и обнаженный Дионис интимно положил свою ногу на бедро своей жены. Ариадна, приподнимающая свое покрывало, пристально смотрит на своего мужа с характерным свадебным жестом. Позади Диониса стоит пантера — животное, посвященное богу. Пару окружает свита бога, менады; некоторые из них уносятся в оргиастическом танце, тогда как другие сидят на плечах кратера. Поверхность всего кратера украшают мифические фигуры, ручные и дикие животные, виноградные и плющевые ветви.
Своим золотым цветом ваза обязана особому составу из бронзы и большого количества олова, при этом без следа золота. Она скована из двух больших листов, соединенных в тех местах на шейке, где размещены украшающие ее животные. Статуэтки на плечах кратера, ножка и волюты на ручках были отлиты.
На губах вазы надпись серебряными буквами сообщает имя ее владельца: «Астион, сын Анаксагора, из Лариссы». Неизвестно, был ли покойный непосредственно владельцем вазы.
Это единственный неповрежденный бронзовый сосуд с рельефным украшением, сохранившийся с этого периода. Возможно, его создатель был скульптором и торевтом из какого-то ионийского города Халкидики, который обучался в Афинах.
330—
См. также: http://rubens.anu.edu.au.
© 2011 г. Описание: музейная табличка.