Квинт Лабиен Парфянский
Лунский мрамор. Нач. II в. н. э.Инв. № 409.Кремона, Городской музей Ала Понцоне. Фото: И. А. Шурыгин

Квинт Лабиен Парфянский.

Лунский мрамор. Нач. II в. н. э.
Инв. № 409.

Кремона, Городской музей Ала Понцоне.

Описание:
Место обна­ру­же­ния неиз­вест­но. Вхо­дил в кол­лек­цию Ала Пон­цоне. Счи­та­ет­ся, что бюст Лаби­е­на был при­об­ре­тен в Риме вме­сте с бюстом Ливии.
Общая высота 49,5 см.
Высота от под­бо­род­ка до макуш­ки 22,5 см.
Шири­на от уха до уха 14 см.

Лун­ский мра­мор серо­ва­то­го оттен­ка с мел­ки­ми про­жил­ка­ми в левой части груди.

Бюст пол­но­стью антич­ный. Реста­ври­ро­ва­ны: нос (антич­ная рестав­ра­ция), часть моч­ки пра­во­го уха, почти вся левая ушная рако­ви­на. Цара­пи­ны на под­бо­род­ке и пра­вом над­бро­вье запол­не­ны гип­сом. Про­чие цара­пи­ны на всей поверх­но­сти лица, а так­же на при­чес­ке, где они осо­бен­но замет­ны, и ско­лы, отчет­ли­во види­мые меж­ду локо­на­ми надо лбом и в сред­ней части лица. Раз­лом в обла­сти шеи име­ет антич­ное про­ис­хож­де­ние, что слу­жит под­твер­жде­ни­ем под­лин­но­сти все­го бюста, за иск­лю­че­ни­ем неболь­шой совре­мен­ной под­став­ки. Ниж­ний край бюста слег­ка пере­ра­ботан для уста­нов­ки на под­став­ку, скол на левом пле­че сров­нен с поверх­но­стью. Голо­ва и бюст соеди­не­ны на масти­ке. Впо­след­ст­вии мел­кие дефек­ты в обла­сти шва были запол­не­ны гип­сом.

Если сог­ла­сить­ся с соот­вет­ст­ви­ем изо­бра­жен­но­го пер­со­на­жа над­пи­си, то мож­но заме­тить, что воз­вра­ще­ние на сце­ну дан­но­го пер­со­на­жа вполне соот­вет­ст­во­ва­ло идео­ло­ги­че­ско­му и поли­ти­че­ско­му кли­ма­ту эпо­хи Тра­я­на: извест­но, что при Нер­ве и, тем более, при Тра­яне пре­тер­пе­ли глу­бо­кое изме­не­ние пред­став­ле­ния о вер­хов­ной вла­сти, что соп­ро­вож­да­лось, и воз­мож­но даже, было частич­но обу­слов­ле­но новы­ми тре­бо­ва­ни­я­ми духов­но­го и эти­че­ско­го поряд­ка. Преж­де все­го эти­ми, имев­ши­ми иск­лю­чи­тель­ное исто­ри­че­ское зна­че­ние изме­не­ни­я­ми объ­яс­ня­ет­ся появ­ле­ние в ту эпо­ху подоб­но­го порт­ре­та. Как заме­ча­ет l’Albizzati, при­зна­ние рим­ским ноби­ли­те­том прин­ци­па­та про­ис­хо­ди­ло посте­пен­но, на фоне куль­та памя­ти auctores et vindices libertalis (Suet. De Rhetoribus, 6): сох­ра­ни­лись свиде­тель­ства об осуж­ден­ных при Нероне и Доми­ци­ане за вос­хва­ле­ния и искус­но состав­лен­ные эвло­гии подоб­ным побор­ни­кам и жерт­вам борь­бы за сво­бо­ду. После смер­ти послед­не­го из Фла­ви­ев усло­вия в обще­стве ста­ли более либе­раль­ны­ми: про­цес­сы над несо­глас­ны­ми преды­ду­щей эпо­хи ста­ли немыс­ли­мы­ми как при Нер­ве, так и при Тра­яне. Харак­тер­ным при­ме­ром ново­го направ­ле­ния в поли­ти­ке ста­ло вос­ста­нов­ле­ние хож­де­ния монет с изо­бра­же­ни­я­ми Бру­та и Кас­сия по рас­по­ря­же­нию Тра­я­на; в част­ных домах мож­но было без опа­се­ний иметь изо­бра­же­ния Бру­та и дру­гих рес­пуб­ли­кан­цев. К чис­лу послед­них отно­сил­ся так­же и Лаби­ен, один из послед­них бор­цов за дело рес­пуб­ли­ки.


Источ­ник: Carla Compostella. Un gruppo di sculture marmoree di eta romana nel Museo Civico di Cremona. Firenze, 1985. C. 72, 77—79.


Источники:
© 2011 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 1985 г. Описание: Carla Compostella. Un gruppo di sculture marmoree di eta romana nel Museo Civico di Cremona. Firenze, 1985. C. 72, 77—79.
© 2012 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.

комм.
Ключевые слова: рим римлянин портрет портреты римский портрет лунский мрамор мужской портрет бюст мужчина атии atia квинт лабиен парфянский парфик quintus labienus parthicus инв № 409