Нерон
Мрамор. 54—68 г. н. э.Инв. № 506 T (по каталогу Менделя № 584).Стамбул, Археологический музей. Фото: И. А. Шурыгин

Нерон.

Мрамор. 54—68 г. н. э.
Инв. № 506 T (по каталогу Менделя № 584).

Стамбул, Археологический музей.

Происхождение:
Из Омер­бей­лы, Гер­мен­чик-Айдын.

Описание:
До наше­го вре­ме­ни сох­ра­ни­лось две ста­туи Неро­на, изо­бра­жаю­щие импе­ра­то­ра в пол­ный рост в парад­ном обла­че­нии пол­ко­во­д­ца: пер­вая, пред­став­лен­ная здесь, нахо­дит­ся в Архео­ло­ги­че­ском музее Стам­бу­ла, а вто­рая — в Музее рас­ко­пок антич­ной Афро­ди­си­а­ды (Тур­ция).

Поверх натель­ной туни­ки, ниж­ний край кото­рой про­хо­дит чуть выше колен, наде­та кира­са (lorica) ана­то­ми­че­ской фор­мы, вос­про­из­во­дя­щая в под­черк­ну­том атле­ти­че­ском виде муску­ла­ту­ру груди и живота, а так­же сос­ки и пупок (lorica musculata). Дан­ная кира­са отно­сит­ся к клас­си­че­ско­му типу. Подоб­ные кира­сы с бога­то деко­ри­ро­ван­ны­ми нагруд­ни­ка­ми обыч­но не исполь­зо­ва­лись в боях: они состав­ля­ли часть парад­но­го (цере­мо­ни­аль­но­го) обла­че­ния вое­на­чаль­ни­ков, а так­же импе­ра­то­ров, успеш­ных на воен­ном попри­ще. Фор­ма кира­сы Неро­на не харак­тер­на для эпо­хи Юли­ев-Клав­ди­ев (такую фор­му кира­сы при­об­ре­ли позд­нее, со 130 г. н. э.), одна­ко над­пись на под­но­жии ста­туи не остав­ля­ет сомне­ний в том, что она при­над­ле­жит Неро­ну.

На нагруд­ни­ке кира­сы изо­бра­же­ны два гри­фо­на — мифи­че­ские кры­ла­тые суще­ства с телом льва и голо­вой орла, обла­даю­щие чудо­вищ­ной силой. Наезд­ни­ком гри­фо­нов в антич­ной мифо­ло­гии являл­ся Апол­лон, кото­ро­го импе­ра­тор Август счи­тал сво­им пок­ро­ви­те­лем. Кро­ме того, эти суще­ства ассо­ци­и­ро­ва­лись с Мар­сом и Неме­сидой. Поэто­му, с одной сто­ро­ны, гри­фо­ны явля­лись типич­ны­ми эле­мен­та­ми ико­но­гра­фии Юли­ев-Клав­ди­ев, а с дру­гой — слу­жи­ли в каче­стве апотро­пе­и­че­ских сим­во­лов, обе­ре­гав­ших от зла и отпу­ги­вав­ших вра­га.

Нагруд­ник и тыль­ная часть кира­сы стя­ну­ты вме­сте рем­нем (cingulum). В дан­ном слу­чае исполь­зо­ван двой­ной ремень, завя­зан­ный узлом Гер­ку­ле­са (совр. квад­рат­ный или рифо­вый узел). Подоб­ный ремень с узлом, как и изо­бра­же­ния гри­фо­нов и голо­вы Меду­зы, при­ме­нял­ся в каче­стве апотро­пе­и­че­ско­го сим­во­ла (апотро­пей­о­на).

Ниже кира­сы вид­на часть доспе­ха, защи­щаю­щая бед­ра. Она выпол­не­на в виде корот­кой юбки из одно­го ряда сви­саю­щих кожа­ных полос — пте­риг (pteryges), пок­ры­тых брон­зо­вы­ми наклад­ка­ми с деко­ра­тив­ны­ми и апотро­пе­и­че­ски­ми сим­во­ла­ми.

На пле­чах Неро­на поверх кира­сы лежит палуда­мен­тум (paludamentum) — длин­ная, обыч­но, пур­пур­но­го цве­та, накид­ка, закреп­ля­е­мая с одной сто­ро­ны фибу­лой. Сво­бод­ная часть палуда­мен­ту­ма сви­са­ет с левой руки, согну­той в лок­те. Палуда­мен­тум являл­ся частью воен­но­го цере­мо­ни­аль­но­го оде­я­ния, но со вре­мен Авгу­ста его наде­ва­ли иск­лю­чи­тель­но импе­ра­то­ры.


Источники:
© 2010 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 2011 г. Текст: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura рим имперский портрет римский император нерон нерона imperator nero юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii статуя статуи statua statuae портрет портреты римский портрет мрамор статуя император нерон доспехи туника обувь анатомическая кираса церемониальная кираса классическая кираса доспехи панцирь панцырь военный плащ палудаментум paludamentum кожаные подвески fimbriae птеригес пояс ремень нагрудник грудной цингулум узел геркулеса инв № 506 t (по каталогу менделя № 584)