Нерон
Мрамор. 54—68 г. н. э.
Инв. № 506 T (по каталогу Менделя № 584).
Стамбул, Археологический музей. Фото: И. А. Шурыгин

Нерон.

Мрамор. 54—68 г. н. э.
Инв. № 506 T (по каталогу Менделя № 584).

Стамбул, Археологический музей.

Происхождение:
Из Омер­бей­лы, Гер­мен­чик-Айдын.

Описание:
До наше­го вре­ме­ни сох­ра­ни­лось две ста­туи Неро­на, изо­бра­жаю­щие импе­ра­то­ра в пол­ный рост в парад­ном обла­че­нии пол­ко­во­д­ца: пер­вая, пред­став­лен­ная здесь, нахо­дит­ся в Архео­ло­ги­че­ском музее Стам­бу­ла, а вто­рая — в Музее рас­ко­пок антич­ной Афро­ди­си­а­ды (Тур­ция).

Поверх натель­ной туни­ки, ниж­ний край кото­рой про­хо­дит чуть выше колен, наде­та кира­са (lorica) ана­то­ми­че­ской фор­мы, вос­про­из­во­дя­щая в под­черк­ну­том атле­ти­че­ском виде муску­ла­ту­ру груди и живота, а так­же сос­ки и пупок (lorica musculata). Дан­ная кира­са отно­сит­ся к клас­си­че­ско­му типу. Подоб­ные кира­сы с бога­то деко­ри­ро­ван­ны­ми нагруд­ни­ка­ми обыч­но не исполь­зо­ва­лись в боях: они состав­ля­ли часть парад­но­го (цере­мо­ни­аль­но­го) обла­че­ния вое­на­чаль­ни­ков, а так­же импе­ра­то­ров, успеш­ных на воен­ном попри­ще. Фор­ма кира­сы Неро­на не харак­тер­на для эпо­хи Юли­ев-Клав­ди­ев (такую фор­му кира­сы при­об­ре­ли позд­нее, со 130 г. н. э.), одна­ко над­пись на под­но­жии ста­туи не остав­ля­ет сомне­ний в том, что она при­над­ле­жит Неро­ну.

На нагруд­ни­ке кира­сы изо­бра­же­ны два гри­фо­на — мифи­че­ские кры­ла­тые суще­ства с телом льва и голо­вой орла, обла­даю­щие чудо­вищ­ной силой. Наезд­ни­ком гри­фо­нов в антич­ной мифо­ло­гии являл­ся Апол­лон, кото­ро­го импе­ра­тор Август счи­тал сво­им пок­ро­ви­те­лем. Кро­ме того, эти суще­ства ассо­ци­и­ро­ва­лись с Мар­сом и Неме­сидой. Поэто­му, с одной сто­ро­ны, гри­фо­ны явля­лись типич­ны­ми эле­мен­та­ми ико­но­гра­фии Юли­ев-Клав­ди­ев, а с дру­гой — слу­жи­ли в каче­стве апотро­пе­и­че­ских сим­во­лов, обе­ре­гав­ших от зла и отпу­ги­вав­ших вра­га.

Нагруд­ник и тыль­ная часть кира­сы стя­ну­ты вме­сте рем­нем (cingulum). В дан­ном слу­чае исполь­зо­ван двой­ной ремень, завя­зан­ный узлом Гер­ку­ле­са (совр. квад­рат­ный или рифо­вый узел). Подоб­ный ремень с узлом, как и изо­бра­же­ния гри­фо­нов и голо­вы Меду­зы, при­ме­нял­ся в каче­стве апотро­пе­и­че­ско­го сим­во­ла (апотро­пей­о­на).

Ниже кира­сы вид­на часть доспе­ха, защи­щаю­щая бед­ра. Она выпол­не­на в виде корот­кой юбки из одно­го ряда сви­саю­щих кожа­ных полос — пте­риг (pteryges), пок­ры­тых брон­зо­вы­ми наклад­ка­ми с деко­ра­тив­ны­ми и апотро­пе­и­че­ски­ми сим­во­ла­ми.

На пле­чах Неро­на поверх кира­сы лежит палуда­мен­тум (paludamentum) — длин­ная, обыч­но, пур­пур­но­го цве­та, накид­ка, закреп­ля­е­мая с одной сто­ро­ны фибу­лой. Сво­бод­ная часть палуда­мен­ту­ма сви­са­ет с левой руки, согну­той в лок­те. Палуда­мен­тум являл­ся частью воен­но­го цере­мо­ни­аль­но­го оде­я­ния, но со вре­мен Авгу­ста его наде­ва­ли иск­лю­чи­тель­но импе­ра­то­ры.


Источники:
© 2010 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 2011 г. Текст: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: мрамор статуя император Нерон Юлии-Клавдии доспехи туника обувь анатомическая кираса церемониальная кираса классическая кираса доспехи панцирь панцырь военный плащ палудаментум paludamentum кожаные подвески fimbriae птеригес пояс ремень нагрудник грудной цингулум узел Геркулеса Инв № 506 T Cat Mendel 584