Алебастр. II в. до н. э.
62 × 37,5 см.Инв. № 28136.Верона, Музей-лапидарий Маффеи Фото: И. А. Шурыгин
Поединок Этеокла и Полиника. (Вариант: Гибель Патрокла).
Алебастр. II в. до н. э.
62 × 37,5 см.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
На рельефе изображена схватка Этеокла и Полиника, сыновей Эдипа, за царство над Фивами, в которой они убили друг друга.
XIX, 5. Verona, Museo lapidario; Maffei Mus. Veron. tav. V n. 3; описание Dütschke Antike Bildw. in Oberital. IV n. 573; l. 0,62 не без серьезных ошибок; алебастр из Вольтерры.
Цоколь и фриз урны занимают гораздо больше места, чем обычно, и отличаются богатством декора, поэтому высота сцены существенно уменьшена, что сказалось на пропорциях фигур. Оба брата имеют сильное сходство с персонажами предыдущей урны. Полностью обессиленного Полиника в правом углу урны поддерживает товарищ. Этеокл также с трудом держится на ногах, и лишь благодаря помощи друга. Эдип в целом похож на n. 2, его рука в узком рукаве, украшенном шитьем, поднята; в левой руке скипетр (сохранился частично). Эдипа поддерживает юноша, который возбужденно смотрит на Этеокла. Иокаста стоит в глубине сцены между супругом и умирающим сыном; ее возраст подчеркнут морщинами на лице. В широком промежутке между Этеоклом и Полиником находится новая фигура: безбородый воин, одетый в тунику с узкими рукавами, в сапогах, со щитом, в шлеме, имеющем форму фригийской шапочки, и с мечом, сохранившимся частично. Он повернул в сторону Полиника богато украшенный щит с изображением головы в центре, и направляет на воина меч. Можно предположить, что таким образом он выражает собственное отношение к словам Креонта о том, что юноша пришел захватить страну. Тем не менее, остается сомнение в том, что эта фигура лишь заполняет пустое место в композиции: такая трактовка представляется слишком упрощенной.
Вместо Антигоны, которая (на предыдущем рельефе) занимала место справа от этой фигуры, стоит бородатый мужчина в богатых одеждах, с диадемой, который не может быть никем иным как Креонтом, наследующим царство у Этеокла. Бросается в глаза его непропорционально крупная голова, тогда как туловище большей частью скрыто за щитом воина и ногой Полиника. У левого края рельефа видна фигура Фурии (как и на предыдущем рельефе), у которой отсутствуют верхняя часть головы и правая рука. На заднем плане рельефа изображена крепостная стена Фив с тремя башнями.
Рельеф, по всей видимости, изображает сцену битвы между греками и троянцами. Фоном служит крепостная стена Трои с башнями, подле которой разворачивается кульминация стремительной контратаки греков, в результате которой троянцы были отброшены от кораблей. Гомер в XVI песне «Илиады» так описывает этот момент: Патрокл, облачившийся в доспехи своего близкого друга Ахилла, во время битвы помимо множества прочих троянцев убивает ликийского царя Сарпедона, сына Зевса и Лаодамии. Ликиец Главк молит Аполлона, покровителя троянцев, о мести. Аполлон, под покровом наступающей темноты и тумана, наносит Патроклу оглушительный удар в спину, от которого герой обмяк, щит его упал на землю, шлем свалился, копье рассыпалось, а в довершение к этому Аполлон развязывает его доспехи. Заметив беспомощное состояние Патрокла, троянец Евфорб ранит его в спину копьем, но после этого в страхе перед героем скрывается среди сражающихся. Гектор, увидев происходящее, прорывается сквозь гущу битвы к раненому Патроклу и добивает его одним ударом копья. Менелай спешит к умирающему герою, убивает Евфорба и вместе с Аяксом защищает тело Патрокла, убив при этом и ликийца Главка, а затем под покровом темноты они уносят тело к греческим кораблям.
На рельефе, вероятно, изображен момент, когда Евфорб наносит герою подлый удар копьем. Патрокл, ошеломленный предыдущим ударом Аполлона, пытается подняться со своего щита, извлекая из ножен меч. Его поддерживают Менелай (?) и Аякс (?). Стоя на коленях, ликиец Главк, поддерживаемый слугой, призывает Аполлона отомстить за убитого Патроклом ликийского царя Сарпедона. Отрешенная тень Сарпедона (?), с неестественно развевающимся, словно уже наполняемым небесными ветрами плащом, стоит позади Гектора, напутственно положив ему руку на плечо и смотрит в сторону Патрокла, а Аполлон (?) указывает Гектору на раненого героя — и вся его поза говорит о крайней необходимости поторопиться. Позади троянского царевича стоит полуобнаженная крылатая Эриния, наблюдающая за сценой и гасящая о землю опущенный факел — знак того, что дни Гектора уже сочтены: по задумке Зевса, смерть Патрокла станет последней победой Гектора.
Фриз саркофага украшен чередующимися розеттами и горгонейонами, отделенными друг от друга десятью пилястрами с капителями, поддерживаемыми орлами, вероятно игравшими роль психопомпов. Цоколь выполнен в форме
Информация: музейная аннотация.