Поединок Этеокла и Полиника. (Вариант: Гибель Патрокла).

Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. II в. до н. э.
62 × 37,5 см.
Инв. № 28136.

Верона, Музей-лапидарий Маффеи.

Происхождение:
из Воль­тер­ры, нек­ро­поль Пор­тоне.

Описание:
Музей­ная аннота­ция:
На релье­фе изо­бра­же­на схват­ка Этео­к­ла и Поли­ни­ка, сыно­вей Эди­па, за цар­ство над Фива­ми, в кото­рой они уби­ли друг дру­га.

XIX, 5. Verona, Museo lapidario; Maffei Mus. Veron. tav. V n. 3; опи­са­ние Dütschke Antike Bildw. in Oberital. IV n. 573; l. 0,62 не без серь­ез­ных оши­бок; але­бастр из Воль­тер­ры.

Цоколь и фриз урны зани­ма­ют гораздо боль­ше места, чем обыч­но, и отли­ча­ют­ся богат­ст­вом деко­ра, поэто­му высота сце­ны суще­ст­вен­но умень­ше­на, что ска­за­лось на про­пор­ци­ях фигур. Оба бра­та име­ют силь­ное сход­ство с пер­со­на­жа­ми преды­ду­щей урны. Пол­но­стью обес­си­лен­но­го Поли­ни­ка в пра­вом углу урны под­дер­жи­ва­ет това­рищ. Этеокл так­же с трудом дер­жит­ся на ногах, и лишь бла­го­да­ря помо­щи дру­га. Эдип в целом похож на n. 2, его рука в узком рука­ве, укра­шен­ном шитьем, под­ня­та; в левой руке ски­петр (сох­ра­нил­ся частич­но). Эди­па под­дер­жи­ва­ет юно­ша, кото­рый воз­буж­ден­но смот­рит на Этео­к­ла. Иока­ста сто­ит в глу­бине сце­ны меж­ду супру­гом и уми­раю­щим сыном; ее воз­раст под­черк­нут мор­щи­на­ми на лице. В широ­ком про­ме­жут­ке меж­ду Этео­к­лом и Поли­ни­ком нахо­дит­ся новая фигу­ра: без­бо­ро­дый воин, оде­тый в туни­ку с узки­ми рука­ва­ми, в сапо­гах, со щитом, в шле­ме, име­ю­щем фор­му фри­гий­ской шапоч­ки, и с мечом, сох­ра­нив­шим­ся частич­но. Он повер­нул в сто­ро­ну Поли­ни­ка бога­то укра­шен­ный щит с изо­бра­же­ни­ем голо­вы в цен­тре, и направ­ля­ет на вои­на меч. Мож­но пред­по­ло­жить, что таким обра­зом он выра­жа­ет соб­ст­вен­ное отно­ше­ние к сло­вам Кре­он­та о том, что юно­ша при­шел захва­тить стра­ну. Тем не менее, оста­ет­ся сомне­ние в том, что эта фигу­ра лишь запол­ня­ет пустое место в ком­по­зи­ции: такая трак­тов­ка пред­став­ля­ет­ся слиш­ком упро­щен­ной.

Вме­сто Анти­го­ны, кото­рая (на преды­ду­щем релье­фе) зани­ма­ла место спра­ва от этой фигу­ры, сто­ит боро­да­тый муж­чи­на в бога­тых одеж­дах, с диа­де­мой, кото­рый не может быть ни кем иным как Кре­он­том, насле­дую­щим цар­ство у Этео­к­ла. Бро­са­ет­ся в гла­за его непро­пор­цио­наль­но круп­ная голо­ва, тогда как туло­ви­ще боль­шей частью скры­то за щитом вои­на и ногой Поли­ни­ка. У лево­го края релье­фа вид­на фигу­ра Фурии (как и на преды­ду­щем релье­фе), у кото­рой отсут­ст­ву­ют верх­няя часть голо­вы и пра­вая рука. На зад­нем плане релье­фа изо­бра­же­на кре­пост­ная сте­на Фив с тре­мя баш­ня­ми.

(Gustav Körte, Heinrich von Brunn. I rilievi delle urne etrusche (Band 2, 1). Berlin, 1890, p. 49)

Рельеф, по всей види­мо­сти, изо­бра­жа­ет сце­ну бит­вы меж­ду гре­ка­ми и тро­ян­ца­ми. Фоном слу­жит кре­пост­ная сте­на Трои с баш­ня­ми, под­ле кото­рой раз­во­ра­чи­ва­ет­ся куль­ми­на­ция стре­ми­тель­ной контр­ата­ки гре­ков, в резуль­та­те кото­рой тро­ян­цы были отбро­ше­ны от кораб­лей. Гомер в XVI песне «Или­а­ды» так опи­сы­ва­ет этот момент: Патрокл, обла­чив­ший­ся в доспе­хи сво­его близ­ко­го дру­га Ахил­ла, во вре­мя бит­вы поми­мо мно­же­ства про­чих тро­ян­цев уби­ва­ет ликий­ско­го царя Сар­пе­до­на, сына Зев­са и Лаода­мии. Лики­ец Главк молит Апол­ло­на, пок­ро­ви­те­ля тро­ян­цев, о мести. Апол­лон, под пок­ро­вом насту­паю­щей тем­ноты и тума­на, нано­сит Пат­ро­клу оглу­ши­тель­ный удар в спи­ну, от кото­ро­го герой обмяк, щит его упал на зем­лю, шлем сва­лил­ся, копье рас­сы­па­лось, а в довер­ше­ние к это­му Апол­лон раз­вя­зы­ва­ет его доспе­хи. Заме­тив бес­по­мощ­ное состо­я­ние Патрок­ла, тро­я­нец Евфорб ранит его в спи­ну копьем, но после это­го в стра­хе перед геро­ем скры­ва­ет­ся сре­ди сра­жаю­щих­ся. Гек­тор, увидев про­ис­хо­дя­щее, про­ры­ва­ет­ся сквозь гущу бит­вы к ране­но­му Пат­ро­клу и доби­ва­ет его одним уда­ром копья. Мене­лай спе­шит к уми­раю­ще­му герою, уби­ва­ет Евфор­ба и вме­сте с Аяк­сом защи­ща­ет тело Патрок­ла, убив при этом и ликий­ца Глав­ка, а затем под пок­ро­вом тем­ноты они уно­сят тело к гре­че­ским кораб­лям.

На релье­фе, веро­ят­но, изо­бра­жен момент, когда Евфорб нано­сит герою под­лый удар копьем. Патрокл, оше­лом­лен­ный преды­ду­щим уда­ром Апол­ло­на, пыта­ет­ся под­нять­ся со сво­его щита, извле­кая из ножен меч. Его под­дер­жи­ва­ют Мене­лай (?) и Аякс (?). Стоя на коле­нях, лики­ец Главк, под­дер­жи­ва­е­мый слу­гой, при­зы­ва­ет Апол­ло­на ото­мстить за уби­то­го Пат­ро­к­лом ликий­ско­го царя Сар­пе­до­на. Отре­шен­ная тень Сар­пе­до­на (?), с неесте­ствен­но раз­ве­ваю­щим­ся, слов­но уже напол­ня­е­мым небес­ны­ми вет­ра­ми пла­щом, сто­ит поза­ди Гек­то­ра, напут­ст­вен­но поло­жив ему руку на пле­чо и смот­рит в сто­ро­ну Патрок­ла, а Апол­лон (?) ука­зы­ва­ет Гек­то­ру на ране­но­го героя — и вся его поза гово­рит о край­ней необ­хо­ди­мо­сти пото­ро­пить­ся. Поза­ди тро­ян­ско­го царе­ви­ча сто­ит полу­об­на­жен­ная кры­ла­тая Эри­ния, наблюдаю­щая за сце­ной и гася­щая о зем­лю опу­щен­ный факел — знак того, что дни Гек­то­ра уже сочте­ны: по задум­ке Зев­са, смерть Патрок­ла станет послед­ней победой Гек­то­ра.

Фриз сар­ко­фа­га укра­шен чередую­щи­ми­ся розет­та­ми и гор­го­ней­о­на­ми, отде­лен­ны­ми друг от дру­га деся­тью пиляст­ра­ми с капи­те­ля­ми, под­дер­жи­ва­е­мы­ми орла­ми, веро­ят­но играв­ши­ми роль пси­хо­пом­пов. Цоколь выпол­нен в фор­ме 6-ароч­но­го с уткой под каж­дой аркой и укра­шен в местах опор сти­ли­зо­ван­ны­ми кан­не­ли­ро­ван­ны­ми колон­на­ми с капи­те­ля­ми.


Источники:
© 2011 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
Ключевые слова: алебастр этрусская погребальная урна урна для праха урна для пепла пеплохранилище рельеф поединок Этеокла и Полиника Этеокл Полиник схватка гибель Патрокла Патрокл Гектор Главк Аполлон Феб Менелай Аякс Эант Евфорб Эвфорб Сарпедон крылатая Эриния Эринии Фурия Фурии гаснущий факел греки троянцы Троя Троянская война круглый щит аспис aspis меч Инв № 28136