Узнавание Париса в доме Приама.

Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Травертин. II—I вв. до н. э.

Флоренция, Национальный археологический музей.

Описание:
На релье­фе пред­став­лен сюжет узна­ва­ния Кас­сан­дрой Пари­са, победив­ше­го в погре­баль­ных играх, уст­ро­ен­ных его отцом, При­а­мом, царем Трои. Узнав в пас­ту­хе-победи­те­ле бра­та, буду­ще­го винов­ни­ка гибе­ли Трои, Кас­санд­ра тре­бу­ет его смер­ти и пыта­ет­ся убить его топо­ром, но Пари­са спа­са­ет Афро­ди­та (Еври­пид. Алек­сандр).

«…на этрус­ских урнах часто встре­ча­ет­ся сце­на узна­ва­ния Пари­са. Парис, пыта­ясь спа­стись, опи­ра­ет­ся коле­ном об алтарь. В его руке в одних слу­ча­ях — паль­мо­вая ветвь победи­те­ля, в дру­гих — меч. Чле­ны его семьи на раз­ных релье­фах игра­ют раз­ные роли: его брат Деи­фоб, сест­ра Кас­санд­ра, мать Геку­ба, отец При­ам и дру­гие пыта­ют­ся либо убить его, либо вос­пре­пят­ст­во­вать его убий­ству. Началь­ной при­чи­ной их агрес­сии слу­жил стыд за то, что игры выиг­рал про­стой пас­тух. Одна­ко после того как он был узнан сест­рой, Кас­санд­ра (или их мать Геку­ба) попы­та­лась убить его топо­ром, а Деи­фоб — мечом, чтобы пред­от­вра­тить пред­ска­зан­ные несча­стья. На этрус­ских урнах этот сюжет содер­жит­ся во мно­же­стве вари­ан­тов, как, впро­чем, и в древ­не­гре­че­ской лите­ра­ту­ре». (Marjatta Nielsen. The three ages of man. Myth and symbol between Chiusi and Athens).

Ср. с релье­фом из про­на­оса Музея-лапида­рия Маффеи (Веро­на) и релье­фом урны из милан­ско­го архео­ло­ги­че­ско­го музея.


Источники:
© 2010 г. Фото: И. А. Шурыгин.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: травертин погребальная этрусская урна урна для праха урна для пепла пеплохранилище рельеф Троя Парис Кассандра Приам Гекуба Деифоб Гектор Афродита алтарь меч двойной топор axe кинжал фригийская шапочка узнавание Париса признание Париса пальмовая ветвь победителя победитель Инв № 5742
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА