Агриппина Младшая в образе жрицы
Бронза.
49—50 гг. н. э.
Высота 211 см.
Инв. № 5609.Неаполь, Национальный археологический музей. Фото: И. А. Шурыгин

Агриппина Младшая в образе жрицы.

Бронза.
49—50 гг. н. э.
Высота 211 см.
Инв. № 5609.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Геркуланум.
Происхождение:
Авгу­сте­ум (баси­ли­ка) Гер­ку­ла­ну­ма. Обна­ру­же­на 12.09.1741 г.

Описание:

122. Жен­ская ста­туя

Брон­за. Высота 220; высота голо­вы 20.
Из Теат­ра Гер­ку­ла­ну­ма. Инв. № 5609.
Эпо­ха Клав­дия-Неро­на.
Библ.: n. 788; Kluge-Lehmann 1927, II, p. 72, fig. 3, III, tav. XXIII; Hausmann, loc. it.; Fittschen-Zanker 1983, n. 5 nota 4.

Лег­кий пово­рот голо­вы, не соот­вет­ст­ву­ю­щий фрон­таль­ной ком­по­зи­ции скла­док оде­я­ния, лиша­ет ее непо­ко­ле­би­мой суро­во­сти, свой­ст­вен­ной дру­гим подоб­ным фигу­рам (Inv. 5599 (Cat. n. 120), Inv. 5612 (Cat. n. 121)). Несо­раз­мер­ность фигу­ры и явно малень­кой голо­вы поз­во­ля­ет запо­до­зрить, что исход­но они не при­над­ле­жа­ли друг дру­гу. Голо­ва этой и преды­ду­щей скульп­тур (Cat. n. 121) вклю­че­ны в чис­ло порт­ре­тов Агрип­пи­ны Млад­шей, мате­ри Неро­на.

AFP MN 214.

Le Collezioni del Museo Nazionale di Napoli (1989)

23. Ста­туя Агрип­пи­ны Млад­шей

Брон­за
Гер­ку­ла­нум, Авгу­сте­ум (Баси­ли­ка), обна­ру­же­на 12 сен­тяб­ря 1741 г. непо­да­ле­ку от ниши, нахо­дя­щей­ся в цен­тре даль­не­го края фору­ма, на сто­роне Неа­по­ля, MAN, inv. 5609.
Раз­ме­ры: высота 2,06 м; голо­ва 22 см.

Брон­зо­вая ста­туя пред­став­ля­ет вну­ши­тель­ную жен­скую фигу­ру, изо­бра­жен­ную фрон­таль­но, в туни­ке с рука­ва­ми и в широ­кой пал­ле, наки­ну­той поверх туни­ки, и остав­ля­ю­щей частич­но откры­ты­ми в косом оваль­ном про­све­те пра­вую руку и голо­ву. Фигу­ра сто­ит с опо­рой на левую ногу, пра­вая слег­ка согну­та и отведе­на в сто­ро­ну; вни­зу склад­ки сто­лы пок­ры­ва­ют ноги; руки, пок­ры­тые тка­нью, обра­зу­ю­щей попе­ре­ч­ные склад­ки, про­стер­ты впе­ред в при­зы­ваю­щем жесте; в обе­их руках когда-то лежа­ли пред­ме­ты. Пле­чо, пок­ры­тое лег­кой тка­нью и обо­зна­чен­ное зуб­ча­ты­ми склад­ка­ми, кон­тра­сти­ру­ет сво­ей мел­кой гори­зон­таль­ной фак­ту­рой с тяже­лой дра­пи­ров­кой, частые склад­ки кото­рой спус­ка­ют­ся наис­кось по левой сто­роне фигу­ры, осо­бен­но в верх­ней ее части, и пре­ры­ва­ют­ся длин­ной гори­зон­таль­ной полой, нис­па­даю­щей с лево­го пле­ча и деля­щей ком­по­зи­цию на две части, кото­рая закан­чи­ва­ет­ся сбо­ку вни­зу коло­ри­сти­че­ской игрой вер­ти­каль­ных скла­док кай­мы. Поса­жен­ная на удли­нен­ную шею голо­ва знат­ной дамы в жре­че­ском оде­я­нии в почти неощу­ти­мом дви­же­нии чуть повер­ну­та впра­во, в направ­ле­нии пок­ры­той тка­нью руки, бла­го­да­ря чему созда­ет­ся вос­хи­ти­тель­ный вид не толь­ко во фрон­таль­ном ракур­се, но и в три чет­вер­ти. Голо­ва Агрип­пи­ны Млад­шей отно­сит­ся к типу Stuttgart (S. Adamo Muscettola, Ritratto e Società ad Ercolano, in Gli Antichi Ercolanesi. Antropologia, Società, Economia, Catalogo Mostra Ercolano, 30 marzo-26 Luglio 2000, a cura di M. Pagano, Napoli 2000, p. 112) и сход­на по сти­лю, чер­там лица и при­чес­ке, состо­я­щей из пла­стич­ных рядов корот­ких завит­ков на лбу, с голо­вой дру­гой ста­туи этой же импе­ра­три­цы MANN 5612 (cat. 39), так­же, веро­ят­но, сто­яв­шей в теат­ре, чье выра­же­ние, одна­ко, более откры­то, тогда как наш порт­рет отра­жа­ет сос­ре­дото­чен­ность и само­углуб­лен­ность, и отли­ча­ет­ся тяже­стью взгляда, что типич­но для порт­ре­тов неро­нов­ской эпо­хи. Верх­няя часть голо­вы в изги­бе пок­ро­ва несет следы креп­ле­ния укра­ше­ния, воро­ят­но, полу­лун­ной диа­де­мы, ука­зы­вав­шей на досто­ин­ство Авгу­сты, титу­ла, полу­чен­но­го ею в 50 г. н. э. На терри­то­рии, при­ле­гаю­щей к Везу­вию, сход­ный ста­ту­ар­ный тип име­ет жен­ская мра­мор­ная скульп­ту­ра эпо­хи Неро­на (MANN 6041), обна­ру­жен­ная в Пом­пе­ях на Мяс­ном рын­ке (Macellum), пред­став­ляв­шая мест­ную даму в позе и оде­я­нии жри­цы, кото­рая, судя по ее гра­фи­че­ско­му изо­бра­же­нию, отно­си­лась, в соот­вет­ст­вии с рим­ски­ми вку­са­ми той эпо­хи, к типу Арте­ми­ды из мав­зо­лея в Гали­кар­нассе (A. de Franciscis, Il ritratto romano a Pompei, Napoli 1951, pp. 63—65, figg. 72—73; P. Zanker, Augusto e il potere delle immagini, Torino 1989, pp. 341—343, fig. 253). Изо­бра­же­ния Агрип­пи­ны Авгу­сты с нис­па­даю­щи­ми вдоль шеи воло­са­ми и тре­мя ряда­ми мел­ких завит­ков на лбу встре­ча­ет­ся на золотых моне­тах Клав­дия 50—51 гг. н. э. (H. Mattingly, Coins of the Roman Empire in the British Museum, I, Oxford 1983, pp. 197-198, tav. 34, n. 3), пери­о­да, когда была изготов­ле­на ста­туя из Гер­ку­ла­ну­ма. Оде­я­ние жри­цы на брон­зо­вой Агрип­пине из Авгу­сте­ума, застав­ля­ет вспом­нить упо­ми­на­е­мый в источ­ни­ках эпи­зод ее три­ум­фаль­но­го при­бы­тия на Капи­то­лий на повоз­ке — честь, кото­рой удо­ста­и­ва­лись толь­ко жри­цы и свя­щен­ные обра­зы, — когда амби­ци­оз­ная Авгу­ста, един­ст­вен­ная на импер­ском небо­склоне сест­ра, супру­га и мать импе­ра­то­ров, жела­ла наи­бо­лее зри­мо обо­зна­чить вели­ко­ле­пие сво­его поло­же­ния (Tac., Ann., XII, 42).

Bibliografia: AA.VV., Le Collezioni del Museo Nazionale di Napoli. La scultura greco-romana, Napoli 1989, p. 120, n. 122; D. Boschung, Gens Augusta: Untersuchungen zur Aufstellung, Wirkung und Bedeutung der Statuengruppen des julisch-claudischen Kaiserhauses, “Monumenta artis Romanae” XXII, Mainz 2002, p. 119, cat. 42. 6, tav. 94, 1; G. Lahusen — E. Formigli, Grossbronzen aus Herculaneum und Pompeji. Statuen und Büsten von Herrschem und Bürgem, Worms 2007, pp. 53—60 (con ampia bibliografia precedente).

Мари­за Маст­ро­ро­бер­то (2009)

Источники:
© 2011 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 1989 г. Описание (1): Le Collezioni del Museo Nazionale di Napoli. De Luca Edizioni D’Arte — Leonardo, Napoli, 1989. I, 2, p. 120, cat. n. 1/122.
© 2009 г. Описание (2): Ercolano. Tre secoli di scoperte. Electa, Milano, 2009, pp. 253—254, cat. 23.
Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii императрица юлия агриппина младшая g200 агриппины младшей julia iulia agrippina minor re556 бронза из бронзы бронзовый бронзовая бронзовое бронзовые статуя статуи statua statuae портрет портреты портретный портретная в образе жрицы женщина женская прическа жрица инв № 5609