Бюст Веспасиана
Мрамор. Ок. 70 г.
Инв. № 127 (1914 г.).
Флоренция, Галерея Уффици. Фото: И. А. Шурыгин

Бюст Веспасиана.

Мрамор. Ок. 70 г.
Инв. № 127 (1914 г.).

Флоренция, Галерея Уффици.

Описание:

70. Бюст с голо­вой Вес­па­си­а­на (инв. опись 1914 г., № 127). Илл. 71 a, b.

Гре­че­ский мра­мор: выс. 0,69 м; антич­ная часть 0,35 м.

Совре­мен­ная рестав­ра­ция: нос, уча­сток ниж­ней губы, уча­сток под­бо­род­ка сле­ва. Почти цели­ком левое ухо и моч­ка пра­во­го, вся шея от вер­ха до бюста. Поверх­ность была под­верг­ну­та хими­че­ской очист­ке. Бюст совре­мен­ной работы. Под­став­ка из корал­ло­во­го извест­ня­ка с над­пи­сью VESPASIANVS.

Суще­ст­ву­ют две про­ти­во­ре­ча­щих одна дру­гой запи­си об этом бюсте (Bertolotti, см. ниже): соглас­но пер­вой, он был пода­рен Джу­зеп­пе дел­ла Пор­та кар­ди­на­лу Фер­ди­нан­ду, соглас­но вто­рой — посту­пил из кол­лек­ции кар­ди­на­ла Пио да Кар­пи. В 1704 г. бюст уже нахо­дил­ся в Гале­рее, что сле­ду­ет из инвен­тар­но­го спис­ка за этот год. Как и ныне, он сто­ял в I Коридо­ре.

Бер­нул­ли счи­тал его одним из луч­ших порт­ре­тов Вес­па­си­а­на, а Вест при­во­дил в каче­стве при­ме­ра реа­лиз­ма, пере­даю­ще­го здо­ро­вую живость; зри­тель­ная иллю­зия коло­риз­ма лица обу­слов­ле­на пла­сти­че­ски­ми эффек­та­ми. Б. М. Фелет­ти (TermeRitr, 141) обос­но­ван­но счи­та­ла эту голо­ву, а так­же голо­ву № 659a из Новой Карлс­берг­ской глип­то­те­ки (Billedt, XI; West II, tav. I, 5; F. Poulsen, RMitt, 29, 1914, p. 44, fig. 3) весь­ма непо­хо­жи­ми на ори­ги­нал, от кото­ро­го про­ис­хо­дит порт­рет из Терм (TermeRitr, 142), где лицу импе­ра­то­ра при­да­ны утон­чен­ные чер­ты с целью под­черк­нуть его оду­хотво­рен­ность, а не физи­че­скую живость, столь свой­ст­вен­ную упо­ми­нав­шим­ся выше голо­вам из Новой Карлс­берг­ской глип­то­те­ки, Уффи­ци, а так­же, воз­мож­но, вто­рой, пло­хо сох­ра­нив­шей­ся голо­ве из Терм (TermeRitr, 142). Вне вся­ко­го сомне­ния, голо­ва из Уфиц­ци слу­жит пре­вос­ход­ным при­ме­ром ита­лий­ско­го реа­ли­сти­че­ско­го порт­ре­та, в кото­ром несколь­ко иллю­зи­о­ни­сти­че­ским спо­со­бом воз­рож­да­ет­ся ана­ли­ти­че­ский реа­лизм рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да, под­чер­ки­ваю­щий не столь­ко физио­но­ми­че­ские чер­ты внеш­но­сти, сколь­ко харак­тер лич­но­сти, одна­ко без пол­но­го отка­за от фор­мы про­слав­ля­ю­ще­го порт­ре­та эпо­хи Авгу­ста.

Bibl.: Bertolotti, ArchLomb, III, 1876, pp. 270 e 283; D. 86 e p. 254; Bernoulli, RIk, II, 2, p. 23, n. 14; Duruy, HistRom, II, p. 57; Am., 36; West, II, p. 11, tav. II, fig. 4; TermeRitr, 141.

Fot.: Sopr. Gall. 104266, 104267.


Источники:
© 2010 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1961 г. Описание: Guido A. Mansuelli. Galleria degli Uffizi. Le sculture. Parte II. Istituto Poligrafico dello Stato. Roma, 1961. P. 73, cat. no. 70, ill. 71 a, b.

комм.
Ключевые слова: мрамор мужской портрет бюст римский император Веспасиан Флавии военный плащ палудамент палудаментум paludamentum Инв № 1914 127