Миф о Фаэтоне
Стенка саркофага.
Мрамор. III в.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи. Фото: И. А. Шурыгин

Миф о Фаэтоне.

Стенка саркофага.
Мрамор. III в.

Верона, Музей-лапидарий Маффеи.

Происхождение:
Из Рима.

Описание:
Фрон­таль­ная стен­ка рос­кош­но­го сар­ко­фа­га с мифом о Фаэ­тоне.

Несмот­ря на то, что сар­ко­фа­ги исполь­зо­ва­лись для захо­ро­не­ния наи­бо­лее состо­я­тель­ных граж­дан еще в кон­це рес­пуб­ли­кан­ской эпо­хи, наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной в ран­ней импе­рии оста­ва­лась прак­ти­ка кре­ма­ции тел, поэто­му про­из­вод­ство сар­ко­фа­гов было огра­ни­че­но до нача­ла II в., когда на фоне эко­но­ми­че­ско­го подъ­ема этот спо­соб захо­ро­не­ния стал широ­ко при­ме­нять­ся в самых состо­я­тель­ных сло­ях насе­ле­ния.

Сар­ко­фа­ги, обыч­но имев­шие пря­мо­уголь­ную фор­му, укра­ша­лись изо­бра­же­ни­я­ми сцен из исто­рии, мифо­ло­гии и повсе­днев­ной жиз­ни (охота, свадь­ба, сра­же­ние, спор­тив­ные игры и состя­за­ния). Крыш­ка сар­ко­фа­га име­ла гори­зон­таль­ную или наклон­ную поверх­ность, и выпол­ня­лась в фор­ме kline, т.е. ложа три­кли­ния, на кото­ром воз­ле­жа­ла ста­туя покой­но­го.

На дан­ном сар­ко­фа­ге сце­на разде­ле­на на несколь­ко частей. Вни­зу сле­ва изо­бра­же­но паде­ние моло­до­го Фаэ­то­на, сына Солн­ца, с колес­ни­цы, полу­чен­ной им от отца с целью попро­бо­вать себя в роли воз­ни­че­го. Древ­ние вери­ли, что каж­дый день бог Солн­це совер­ша­ет на сво­ей колес­ни­це, запря­жен­ной лошадь­ми, пол­ный круг над Зем­лей, согре­вая и осве­щая ее. Фаэ­тон не смог спра­вить­ся с лошадь­ми, кото­рые то под­ни­ма­ли колес­ни­цу слиш­ком высо­ко, то опус­ка­ли ее слиш­ком низ­ко, тем самым охлаж­дая или обжи­гая Зем­лю. Это выз­ва­ло гнев Юпи­те­ра, кото­рый вет­ром и мол­ни­я­ми сбро­сил колес­ни­цу вме­сте с Фаэ­то­ном в устье реки Эридан (совр. По).

На сар­ко­фа­ге спра­ва ввер­ху изо­бра­жен бог Солн­це в короне из лучей; рядом с ним — кры­ла­тые маль­чи­ки (пер­со­ни­фи­ка­ция вет­ров), дую­щие в витые рако­ви­ны (bucinae). В сред­ней части спра­ва Юпи­тер сбра­сы­ва­ет Фаэ­то­на, чье тело устрем­ля­ет­ся к лежа­щей муж­ской фигу­ре с под­ня­той рукой (река Эридан), спра­ва от кото­рой сидят пла­чу­щие сест­ры юно­ши, кото­рые, соглас­но мифу, были пре­вра­ще­ны Юпи­те­ром в топо­ля на бере­гу реки; их сле­зы, упав­шие в реку, ста­ли кап­ля­ми янта­ря. В этом поэ­тич­ном завер­ше­нии мифа отра­зи­лась исто­рия реки По, по кото­рой до кон­ца I тыся­че­ле­тия до н. э. бал­тий­ский янтарь пере­во­зи­ли в Адри­а­ти­ку.

Текст: Museo Maffeiano. Guida Breve. Веро­на, 2010. Стр. 10.

Источники:
© 2011 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 2011 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: стенка саркофага саркофаг мрамор римская работа миф о Фаэтоне падение Фаэтона Фаэтон крылья колесница конь кони лошадь лошади всадник всадники река Эридан По Гелиада Гелиады Феба Гелия Этерия Лампетия Аполлон Гелиос Солнце Феб Климена