Химера из Ареццо.

Бронза. 1-я половина IV в. до н. э.
Выс. ок. 80 см.

Флоренция, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Из Арец­цо. Была обна­ру­же­на в 1553 г. за город­ски­ми ворота­ми Сан-Лорен­ти­но и сра­зу же уве­зе­на во Фло­рен­цию в кол­лек­цию гер­цо­га Кози­мо I Меди­чи (1519—1574). Пер­во­на­чаль­но была уста­нов­ле­на в зале Льва X Палац­цо Век­кьо. В 1718 г. пере­ме­ще­на в гале­рею Уффи­ци, а оттуда в 1871 г. — в Архео­ло­ги­че­ский музей Фло­рен­ции.

Описание:
Химе­ра — мифи­че­ское суще­ство с телом льва и тре­мя голо­ва­ми: льва, коз­ла и змеи. Хвост был вос­со­здан в 1785 г. и его нынеш­нее поло­же­ние не соот­вет­ст­ву­ет ори­ги­наль­но­му. Левые лапы, види­мо, не были утра­че­ны, поэто­му исто­рия о том, что их зано­во отлил Бен­ве­ну­то Чел­ли­ни (1500—1571), явля­ет­ся леген­дар­ной, тем более, что она не упо­ми­на­ет­ся им в сво­ей «Жиз­ни…» (II. 82); воз­мож­но, роль Чел­ли­ни огра­ни­чи­лась тем, что он пред­ло­жил вос­ста­но­вить скульп­ту­ру. На перед­ней пра­вой лапе име­ет­ся над­пись, сде­лан­ная еще до отлив­ки, что свиде­тель­ст­ву­ет об исход­но вотив­ном пред­на­зна­че­нии скульп­ту­ры (Tinscvil, «свя­щен­ный пред­мет»).

Химе­ра изо­бра­же­на обо­ро­ня­ю­щей­ся, ранен­ной в схват­ке с геро­ем Бел­ле­ро­фо­ном, наезд­ни­ком мифи­че­ско­го кры­ла­то­го коня Пега­са. Было выска­за­но небез­осно­ва­тель­ное пред­по­ло­же­ние, что ста­туя явля­лась частью вотив­ной груп­пы, вклю­чав­шей в себя так­же изо­бра­же­ние Бел­ле­ро­фо­на. Лич­ность заказ­чи­ка оста­лась неиз­вест­ной.

Химе­ра дати­ру­ет­ся пер­вой поло­ви­ной чет­вер­то­го века до н. э. Типич­ной для того вре­ме­ни явля­ет­ся лишен­ная пыш­но­сти отдел­ка гри­вы. Полая отлив­ка счи­та­ет­ся работой мастер­ской из север­ной Этру­рии (Орвье­то, Кью­зи или Арец­цо).


Источники:
© 2010 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейные информационные материалы.

комм.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: бронза бронзовая химера из Ареццо
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА