Голова Мелеагра
Мрамор. Римская копия греческого оригинала ок. 340—330 гг. до н. э.
Высота 30 см.
Инв. № I 1283.Вена, Музей истории искусств Фото: С. И. Сосновский

Голова Мелеагра.

Мрамор. Римская копия греческого оригинала ок. 340—330 гг. до н. э.
Высота 30 см.
Инв. № I 1283.

Вена, Музей истории искусств.

Частная коллекция, Д’Эсте.
Происхождение:
Посту­пи­ла из кол­лек­ции Эсте, 1923 г.

Описание:
Соглас­но гре­че­ско­му мифу, Меле­агр, сын царя Энея Калидон­ско­го, при­со­еди­нил­ся к мно­же­ству дру­гих гре­че­ских геро­ев, охо­тив­ших­ся на опас­но­го веп­ря, кото­рый разо­рял стра­ну. Меле­агр пода­рил приз за победу охот­ни­це Ата­лан­те. Одна­ко из-за это­го тро­фея вспых­ну­ла вой­на, в резуль­та­те кото­рой Меле­агр убил сво­его дядю, бра­та мате­ри, Алфеи. В поры­ве мести она погу­би­ла Меле­а­г­ра, бро­сив в огонь поле­но, кото­рое, как было ска­за­но при его рож­де­нии, про­су­ще­ст­ву­ет столь­ко же, сколь­ко и он.

Голо­ва посту­пи­ла в кол­лек­цию гре­че­ских и рим­ских древ­но­стей из кол­лек­ции Эсте в 1923 г. Она явля­лась частью ста­туи и отно­си­лась к типу, кото­рый сох­ра­нил­ся в дру­гой рим­ской копии, в Вати­кане. Там Меле­агр изо­бра­жен в виде охот­ни­ка, отды­хаю­ще­го после убий­ства веп­ря. Охот­ни­чье копье при­сло­не­но к его лево­му пле­чу, а его пра­вая рука рас­слаб­ле­на и отведе­на за спи­ну. Одна­ко, это рас­слаб­лен­ное состо­я­ние толь­ко кажу­ще­е­ся; герой слов­но пред­чув­ст­ву­ет свою тра­ги­че­скую судь­бу. Его голо­ва живо повер­ну­та к лево­му пле­чу, глу­бо­ко поса­жен­ные гла­за напря­жен­но всмат­ри­ва­ют­ся вдаль, а откры­тый рот пере­да­ет внут­рен­нее вол­не­ние. Эмо­цио­наль­ное пере­жи­ва­ние и тре­вож­ные моти­вы дви­же­ния — эле­мен­ты, имев­шие важ­ное вли­я­ние на раз­ви­тие элли­ни­сти­че­ской скульп­ту­ры — явля­ют­ся сти­ли­сти­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми, свя­зан­ны­ми со скуль­п­то­ром Ско­па­сом с ост­ро­ва Парос. Наи­бо­лее ярко это выра­же­но в фигу­ре тан­цу­ю­щей мена­ды, впе­чат­ле­ние о кото­рой пере­да­ет­ся нам умень­шен­ной копи­ей в дрезден­ском Аль­бер­ти­ну­ме, где эмо­ции и страст­ное дви­же­ние уси­ли­ва­ют­ся до состо­я­ния экс­та­за. Частич­но сох­ра­нив­ши­е­ся скульп­ту­ры с фрон­то­на хра­ма Афи­ны Алеи в Тегее (Арка­дия) поз­во­ля­ют соста­вить впе­чат­ле­ние о твор­че­стве Ско­па­са. На восточ­ном фрон­тоне хра­ма, где Ско­пас работал в каче­стве архи­тек­то­ра, изо­бра­же­на охота на Калидон­ско­го веп­ря. Вме­сте с худож­ни­ка­ми Тимо­фе­ем, Лео­ха­ром и Бри­а­к­си­сом Ско­пас участ­во­вал в созда­нии скульп­тур­но­го оформ­ле­ния гигант­ской гроб­ни­цы тира­на Мав­зо­ла в Гали­кар­нассе вско­ре после 350 г. до н. э.


Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
© 2006 г. Описание: A Brief Guide to the Kunsthistorisches Museum. Edited by Wilfried Seipel. Vol. 4. Masterpieces in the Collection of Greek and Roman Antiquities. Kunsthistorisches Museum. SKIRA, 2006, с. 52, как. № 13.
© 2012 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческий греческая греческое греческие римский римская римские голова копия мифология mythologia graeca мелеагр мелеагра meleager мрамор скульптор скопас из коллекции коллекция д’эсте инв № i 1283