Фронтальная панель саркофага с мифом об Афродите и Адонисе. Афродита прибывает на место охоты (деталь)
Паросский мрамор. Конец II в. н. э.Инв. № 6734.Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага). Фото: И. А. Шурыгин

Фронтальная панель саркофага с мифом об Афродите и Адонисе. Афродита прибывает на место охоты (деталь).

Паросский мрамор. Конец II в. н. э.
Инв. № 6734.

Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).

Происхождение:
Из кол­лек­ции Вес­па­си­а­но Гон­за­га в Саб­био­не­те. Пере­дан Ком­му­ной Ман­туи в гер­цог­ский дво­рец в 1915 г.

Описание:
Мы при­во­дим выдерж­ки из работы M. Koortbojian (Myth, Meaning and Memory on Roman Sarcophagi), кото­рые могут ока­зать­ся полез­ны­ми при изу­че­нии дан­но­го релье­фа.

В груп­пе из шести сар­ко­фа­гов (рас­смот­рен­ных в дан­ной рабо­те — И. Ш.) сце­на охоты изо­бра­же­на в дру­гом вари­ан­те. На этих релье­фах Адо­нис полу­ле­жит в цен­тре, его полу­без­жиз­нен­ное тело под­дер­жи­ва­ют това­ри­щи, а на сцене появ­ля­ет­ся обе­зу­мев­шая Афро­ди­та. Ком­по­зи­ци­он­но ее фигу­ра состав­ля­ет пару к фигу­ре напа­даю­ще­го веп­ря, а меж­ду ними — боги­ней и зве­рем — зак­лю­че­на фигу­ра ране­но­го Адо­ни­са.

При­бы­тие Афро­ди­ты к уми­раю­ще­му воз­люб­лен­но­му еще силь­нее раз­дви­га­ет вре­мен­ные рам­ки цен­траль­ной сце­ны. По Овидию, узнав о тра­гедии, про­изо­шед­шей с Адо­ни­сом, она поспе­ши­ла к нему, и выбе­жа­ла из сво­ей колес­ни­цы, запря­жен­ной лебедя­ми, потря­сен­ная видом юно­ши:

Он без­ды­ха­нен лежит, про­стер­тый и окро­вав­лен­ный.

(Овидий. Мета­мор­фо­зы, X, 720)

Ее появ­ле­ние добав­ля­ет изо­бра­же­нию еще один аспект, кото­рый рань­ше оста­вал­ся без долж­ной оцен­ки. Как явно сле­ду­ет из тек­сто­вых источ­ни­ков, при­бы­тие Афро­ди­ты слу­жит нача­лом после­дую­щей сце­ны, раз­ви­тие кото­рой мож­но видеть на тех сар­ко­фа­гах, где (сто­я­щая — И. Ш.) Афро­ди­та нак­ло­ня­ет­ся над телом Адо­ни­са, в послед­ний раз обни­мая его.

На более ран­них сар­ко­фа­гах сце­на сюжет появ­ле­ния Афро­ди­ты отсут­ст­ву­ет. Ее втор­же­нию в закон­чен­ную сце­ну авто­ры нашли пре­вос­ход­ную аль­тер­на­ти­ву в виде пер­со­ни­фи­ка­ции virtu, напо­до­бие той, кото­рую мож­но видеть на сар­ко­фа­гах с мифом об Иппо­ли­те. Стре­ми­тель­ная фигу­ра Афро­ди­ты явно вос­про­из­во­дит поло­же­ние, позу и жест одно­го из охот­ни­ков на всех этих релье­фах (здесь в каче­стве иллю­ст­ра­ции автор ссы­ла­ет­ся на ман­ту­ан­ский сар­ко­фаг — И. Ш.). Но если его рука под­ня­та с целью удер­жать рав­но­ве­сие при выпа­де с ору­жи­ем, то под­ня­тая рука боги­ни ста­но­вит­ся жестом ужа­са и скор­би. Этот жест — под­ня­тая рука с рас­кры­той ладо­нью — явля­ет­ся выра­же­ни­ем pathosformula, зна­ком ее стра­да­ния.

Дра­ма­ти­че­ская фигу­ра Афро­ди­ты уси­ли­ва­ет пафос сце­ны и под­чер­ки­ва­ет кон­траст меж­ду бес­смерт­ной боги­ней и ее пав­шим воз­люб­лен­ным, меж­ду ее судь­бой и судь­бой Адо­ни­са. Отча­я­ние Афро­ди­ты выз­ва­но тем, что, несмот­ря на страсть, ее боже­ст­вен­ная сила не смог­ла защи­тить его жизнь от опас­но­стей, под­жидаю­щих смерт­но­го.


Литература:
M. Koortbojian. Myth, Meaning and Memory on Roman Sarcophagi. Berkeley: University of California Press. 1995.

Источники:
© 2011 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейные информационные материалы.
Текст: M. Koortbojian. Myth, Meaning and Memory on Roman Sarcophagi. Berkeley: University of California Press. 1995.
© 2012 г. Перевод с англ: И. А. Шурыгин

комм.

комм.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальные рельеф греческая мифология mythologia graeca римская мифология mythologia romana афродита aphrodite амур амуры купидон купидона amor венера venus мрамор адонис вепрь дикий кабан охота на вепря охота на кабана инв № 6734