Фронтальная панель саркофага с мифом об Афродите и Адонисе. Афродита прибывает на место охоты (деталь).

Паросский мрамор. Конец II в. н. э.
Инв. № 6734.

Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).

Происхождение:
Из кол­лек­ции Вес­па­си­а­но Гон­за­га в Саб­био­не­те. Пере­дан Ком­му­ной Ман­туи в гер­цог­ский дво­рец в 1915 г.

Описание:
Мы при­во­дим выдерж­ки из работы M. Koortbojian (Myth, Meaning and Memory on Roman Sarcophagi), кото­рые могут ока­зать­ся полез­ны­ми при изу­че­нии дан­но­го релье­фа.

В груп­пе из шести сар­ко­фа­гов (рас­смот­рен­ных в дан­ной рабо­те — И. Ш.) сце­на охоты изо­бра­же­на в дру­гом вари­ан­те. На этих релье­фах Адо­нис полу­ле­жит в цен­тре, его полу­без­жиз­нен­ное тело под­дер­жи­ва­ют това­ри­щи, а на сцене появ­ля­ет­ся обе­зу­мев­шая Афро­ди­та. Ком­по­зи­ци­он­но ее фигу­ра состав­ля­ет пару к фигу­ре напа­даю­ще­го веп­ря, а меж­ду ними — боги­ней и зве­рем — зак­лю­че­на фигу­ра ране­но­го Адо­ни­са.

При­бы­тие Афро­ди­ты к уми­раю­ще­му воз­люб­лен­но­му еще силь­нее раз­дви­га­ет вре­мен­ные рам­ки цен­траль­ной сце­ны. По Овидию, узнав о тра­гедии, про­изо­шед­шей с Адо­ни­сом, она поспе­ши­ла к нему, и выбе­жа­ла из сво­ей колес­ни­цы, запря­жен­ной лебедя­ми, потря­сен­ная видом юно­ши:

Он без­ды­ха­нен лежит, про­стер­тый и окро­вав­лен­ный.

(Овидий. Мета­мор­фо­зы, X, 720)

Ее появ­ле­ние добав­ля­ет изо­бра­же­нию еще один аспект, кото­рый рань­ше оста­вал­ся без долж­ной оцен­ки. Как явно сле­ду­ет из тек­сто­вых источ­ни­ков, при­бы­тие Афро­ди­ты слу­жит нача­лом после­дую­щей сце­ны, раз­ви­тие кото­рой мож­но видеть на тех сар­ко­фа­гах, где (сто­я­щая — И. Ш.) Афро­ди­та нак­ло­ня­ет­ся над телом Адо­ни­са, в послед­ний раз обни­мая его.

На более ран­них сар­ко­фа­гах сце­на сюжет появ­ле­ния Афро­ди­ты отсут­ст­ву­ет. Ее втор­же­нию в закон­чен­ную сце­ну авто­ры нашли пре­вос­ход­ную аль­тер­на­ти­ву в виде пер­со­ни­фи­ка­ции virtu, напо­до­бие той, кото­рую мож­но видеть на сар­ко­фа­гах с мифом об Иппо­ли­те. Стре­ми­тель­ная фигу­ра Афро­ди­ты явно вос­про­из­во­дит поло­же­ние, позу и жест одно­го из охот­ни­ков на всех этих релье­фах (здесь в каче­стве иллю­ст­ра­ции автор ссы­ла­ет­ся на ман­ту­ан­ский сар­ко­фаг — И. Ш.). Но если его рука под­ня­та с целью удер­жать рав­но­ве­сие при выпа­де с ору­жи­ем, то под­ня­тая рука боги­ни ста­но­вит­ся жестом ужа­са и скор­би. Этот жест — под­ня­тая рука с рас­кры­той ладо­нью — явля­ет­ся выра­же­ни­ем pathosformula, зна­ком ее стра­да­ния.

Дра­ма­ти­че­ская фигу­ра Афро­ди­ты уси­ли­ва­ет пафос сце­ны и под­чер­ки­ва­ет кон­траст меж­ду бес­смерт­ной боги­ней и ее пав­шим воз­люб­лен­ным, меж­ду ее судь­бой и судь­бой Адо­ни­са. Отча­я­ние Афро­ди­ты выз­ва­но тем, что, несмот­ря на страсть, ее боже­ст­вен­ная сила не смог­ла защи­тить его жизнь от опас­но­стей, под­жидаю­щих смерт­но­го.


Литература:
M. Koortbojian. Myth, Meaning and Memory on Roman Sarcophagi. Berkeley: University of California Press. 1995.

Источники:
© 2011 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейные информационные материалы.
Текст: M. Koortbojian. Myth, Meaning and Memory on Roman Sarcophagi. Berkeley: University of California Press. 1995.
© 2012 г. Перевод с англ: И. Ш.

комм.

комм.

комм.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: саркофаг мрамор Афродита Венера Адонис вепрь дикий кабан охота на вепря охота на кабана раненый Адонис смерть Адониса Инв № 6734
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА