Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника. Сцена concordia.

Мрамор. II в. н. э.

Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).

Описание:
Сце­на семей­но­го сог­ла­сия (concordia) зани­ма­ет пра­вую часть релье­фа сар­ко­фа­га. На ней пред­став­ле­ны покой­ный в тоге и его супру­га с пок­ры­той голо­вой (capite velato) в зре­лом воз­расте. Они обме­ни­ва­ют­ся руко­по­жа­ти­ем, кото­рое слу­жит ком­по­зи­ци­он­ным цен­тром сце­ны. В левой руке муж­чи­на дер­жит сви­ток — брач­ный дого­вор (tabulae nuptiales). Его лицо име­ет пол­ное порт­рет­ное сход­ство с лицом вое­на­чаль­ни­ка на дру­гом релье­фе это­го сар­ко­фа­га. Меж­ду супру­га­ми на зад­нем плане вид­на жен­ская фигу­ра, воз­ло­жив­шая руки на их пле­чи. Это Юно­на — пок­ро­ви­тель­ни­ца бра­ка (Juno Pronuba); по дру­гой вер­сии — боги­ня сог­ла­сия (Concordia). Перед супру­га­ми на пере­д­нем плане сто­ит маль­чик со сва­деб­ным факе­лом (spina alba), зажжен­ным от оча­га в доме неве­сты — тра­ди­ци­он­ный участ­ник сва­деб­ной цере­мо­нии. За спи­на­ми супру­гов сто­ят роди­те­ли неве­сты. Дей­ст­вие про­ис­хо­дит в тор­же­ст­вен­ной обста­нов­ке на фоне зана­ве­са (parapetasma).

Иссле­до­ва­те­ля­ми про­шло­го дан­ный сюжет трак­то­вал­ся как цере­мо­ния бра­ко­со­че­та­ния, поэто­му сар­ко­фа­ги, на релье­фах кото­рых он зани­мал цен­траль­ное место, полу­чи­ли наз­ва­ние «сва­деб­ных» (англ. marriage sarcophagi). В насто­я­щее вре­мя пре­об­ла­да­ет точ­ка зре­ния, соглас­но кото­рой дан­ная сце­на слу­жит выра­же­ни­ем гар­мо­нии, мира и сог­ла­сия, воца­рив­ших­ся в семье после бра­ко­со­че­та­ния, а неко­то­рые атри­бу­ты сва­деб­ной цере­мо­нии (сва­деб­ный факел, брач­ный дого­вор) явля­ют­ся сим­во­ла­ми супру­же­ства. В поль­зу такой трак­тов­ки гово­рит и почти пол­ное несоот­вет­ст­вие оде­я­ния жен­щи­ны сва­деб­но­му наряду неве­сты, а так­же немо­ло­дой воз­раст пары. По явным при­зна­кам это не неве­ста (nova nupta), а мат­ро­на (matrona) и ее супруг, про­жив­шие в бра­ке мно­го лет.

Руко­по­жа­тие (dextrarum iunctio), кото­рым обме­ни­ва­ют­ся супру­ги на релье­фе, в антич­ном мире отно­си­лось к чис­лу мно­го­знач­ных жестов, но, пред­став­ляя собой физи­че­ский кон­такт, все­гда выра­жа­ло лич­ные, близ­кие отно­ше­ния меж­ду людь­ми. Оно при­ме­ня­лось в каче­стве жеста при­вет­ст­вия при встре­че, жеста про­ща­ния при рас­ста­ва­нии, или слу­жи­ло зна­ком сою­за, сог­ла­сия либо зак­лю­че­ния дого­во­ра. Изо­бра­же­ние руко­по­жа­тия доволь­но часто мож­но видеть на амфо­рах, над­гроб­ных релье­фах, моне­тах, све­тиль­ни­ках и про­чих пред­ме­тах, а так­же на фрес­ках у гре­ков (начи­ная с V в. до н. э), этрус­ков и рим­лян. При­ня­то счи­тать, что сло­во­со­че­та­ние dextrarum iunctio (досл. «соеди­не­ние пра­вых рук») впер­вые встре­ча­ет­ся лишь в кон­це IV в. н. э. у Клав­ди­а­на. Одна­ко у Вер­ги­лия мож­но встре­тить «…da iungere dextram, da, genitor, teque amplexu ne subtrahe nostro» (Aen. 6. 697): в дан­ном кон­тек­сте под iungere dextram под­ра­зу­ме­ва­ет­ся при­вет­ст­вен­ное руко­по­жа­тие.

На моне­тах и офи­ци­аль­ных релье­фах эпо­хи Анто­ни­нов, к кото­рой отно­сит­ся обсуж­да­е­мый сар­ко­фаг, руко­по­жа­тие сим­во­ли­зи­ро­ва­ло гар­мо­нию, царив­шую в импе­ра­тор­ской семье; изо­бра­же­ние dextrarum iunctionis часто соп­ро­вож­да­ет­ся пояс­ни­тель­ной над­пи­сью «Concordia».

Вопре­ки мне­нию, полу­чив­ше­му рас­про­стра­не­ние с середи­ны XIX в. (напр. Rossbach, 1853), dextrarum iunctio меж­ду жени­хом и неве­стой нигде не опи­са­но в каче­стве обя­за­тель­но­го цере­мо­ни­аль­но­го жеста, скреп­ля­ю­ще­го брач­ный союз, и пото­му не может слу­жить при­зна­ком обряда бра­ко­со­че­та­ния. На над­гро­бьях и сар­ко­фа­гах оно сим­во­ли­зи­ру­ет сог­ла­сие (concordia) в отно­ше­ни­ях меж­ду супру­га­ми либо встре­чу покой­но­го с тенью близ­ко­го чело­ве­ка в под­зем­ном мире.


Литература:
1. Natalie Boymel Kampen. Biographical Narration and Roman Funerary Art // American Journal of Archaeology, Vol. 85, No. 1 (Jan., 1981), pp. 47—58.
2. E. P. Loeffler. A Famous Antique: A Roman Sarcophagus at the Los Angeles Museum // The Art Bulletin, Vol. 39, No. 1 (Mar., 1957), pp. 1—7.
3. M. B. Dowling. Clemency and cruelty in the Roman world. University of Michigan Press 2006. P. 266—267.
4. G. Davies. The Significance of the Handshake Motif in Classical Funerary Art // American Journal of Archaeology 89 (1985), pp. 627—640.
5. R. Meyers. Representations of Elite Roman Marriage. Perspectives on Roman Marriage at the American Classical League Institute, 2011.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2012 г. Описание: И. А. Шурыгин.

комм.

комм.

комм.

комм.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: биографический саркофаг военачальника мрамор сцена согласия concordia супруги Юнона покровительница брака Конкордия рукопожатие брачный договор свиток tabulae nuptiales
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА