Похищение женщины. Посвятительный рельеф с родосскими местными божествами (богиня Бригинда?). Слева — посвящающий в образе адоранта.

Пентелийский мрамор. Конец V в. до н. э.

Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).

Происхождение:
С Родо­са.

Описание:
Бер­лин­ское архео­ло­ги­че­ское обще­ство толь­ко что опуб­ли­ко­ва­ло шесть­де­сят пятую про­грам­му в честь дня рож­де­ния Вин­кель­ма­на, кото­рый оно отме­ча­ет каж­дый год. В этом году под­готов­ка изда­ния была пору­че­на гос­по­ди­ну Кеку­ле фон Стра­до­ни­цу, хра­ни­те­лю древ­но­стей Бер­лин­ско­го Королев­ско­го музея. Эта про­грам­ма оза­глав­ле­на: Эхел и Баси­ла, атти­че­ский рельеф с Родо­са в Королев­ском музее (Echelos und Basile, attisches Relief aus Rhodos in den Kœniglichen Museen, ин-квар­то, 22 стра­ни­цы, 4 рисун­ка в тек­сте и три гео­лио­гра­вю­ры). В кон­це работы при­ло­же­на крат­кая замет­ка гос­по­ди­на Хил­ле­ра фон Гер­т­рин­ге­на о над­пи­си, най­ден­ной в той же мест­но­сти, что и баре­льеф. В ней назван жрец Бри­гин­ды, эпо­ним­ной геро­и­ни дема бри­гин­да­ри­ев, кото­рый упо­ми­на­ет­ся в атти­че­ских спис­ках нало­гов, упла­чен­ных союз­ни­ка­ми.

Баре­льеф из пен­те­лий­ско­го мра­мо­ра, види­мо, пред­став­ля­ет собой хоро­шую атти­че­скую работу послед­них лет V в. Он был най­ден на восточ­ном бере­гу ост­ро­ва, в мест­но­сти под наз­ва­ни­ем Аль­фандау (Alphandau), что соот­вет­ст­ву­ет дему бри­ган­да­ри­ев. На нем изо­бра­же­ны юно­ша и девуш­ка, сто­я­щие в колес­ни­це, кото­рую вле­кут четы­ре коня в гало­пе. Перед коня­ми сто­ит боро­да­тый муж­чи­на. Его поза харак­тер­на для молит­вы и жерт­во­при­но­ше­ния. Это, несо­мнен­но, посвя­ти­тель вотив­но­го памят­ни­ка.

Чтобы дать име­на боже­ст­вен­ной паре в колес­ни­це, гос­по­дин Кеку­ле обра­ща­ет­ся к баре­лье­фу, най­ден­но­му в Афи­нах, на кото­ром изо­бра­же­на очень похо­жая сце­на и, кро­ме того, Гер­мес, бегу­щий перед коня­ми. Соглас­но над­пи­си на атти­че­ском памят­ни­ке, юно­ша — это Эхел, герой-эпо­ним дема эхе­лидов, а девуш­ка — Баси­ла, мать Гелиоса и Селе­ны. Назы­ва­ли ли родо­с­цы изо­бра­жен­ных пер­со­на­жей так же или пок­ло­ня­лись им под дру­ги­ми име­на­ми? Мы не зна­ем. Но, во вся­ком слу­чае, это реп­ли­ка ком­по­зи­ции, кото­рая в то вре­мя часто про­из­во­ди­лась в атти­че­ских мастер­ских. Это дока­зы­ва­ет фраг­мент третье­го очень похо­же­го баре­лье­фа с Хиоса.

Ж. Пер­ро

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
Описание: Revue Archéologique, IV Serie, T. III. Paris, 1906. P. 216.
Ключевые слова: пентелийский мраморный вотивный посвятительный рельеф похищение женщины богиня Brygindis Бригиндис Бригиндида Бригинда Эхел Echelos Басила Basile квадрига колесница четверка лошадей лошадь лошади конь кони посвящающий адорант