«Квадрига Святого Марка»
Бронза.
Приписывается Лисиппу, греческому скульптору IV в. до н. э.
Венеция, Базилика св. Марка.

«Квадрига Святого Марка».

Бронза.
Приписывается Лисиппу, греческому скульптору IV в. до н. э.

Венеция, Базилика св. Марка.

Описание:
Скульп­ту­ры дати­ру­ют­ся кон­цом клас­си­че­ско­го пери­о­да и были при­пи­са­ны скуль­п­то­ру IV в. до н. э. Лисип­пу, одна­ко дале­ко не все соглас­ны с такой атри­бу­ци­ей. Несмот­ря на то, что скульп­ту­ры назы­ва­ют­ся брон­зо­вы­ми, на самом деле, как пока­зал ана­лиз, они состо­ят из 96,67-про­цент­ной меди с при­ме­сью1. Высо­кое содер­жа­ние оло­ва уве­ли­чи­ва­ло тем­пе­ра­ту­ру отлив­ки до 1200—1300 °C2. Медь высо­кой чистоты была выб­ра­на для наи­луч­ше­го спо­со­ба позо­лоты мето­дом ртут­но­го золо­че­ния3. По совре­мен­ным сведе­ни­ям о древ­ней тех­но­ло­гии, такой метод ука­зы­ва­ет на рим­ское, а не гре­че­ское про­ис­хож­де­ние4.

Несо­мнен­но, что лоша­ди, вме­сте с квад­ри­гой, с кото­рой они были изо­бра­же­ны, дол­гое вре­мя сто­я­ли на иппо­дро­ме Кон­стан­ти­но­по­ля. Веро­ят­но, это они были теми «четырь­мя позо­ло­чен­ны­ми лошадь­ми, сто­я­щи­ми над иппо­дро­мом», кото­рые «при­бы­ли с ост­ро­ва Хиоса при Фео­до­сии II», упо­ми­на­е­мы­ми в «Parastaseis syntomoi chronikai» (VIII — нач. IX вв.)5. Они нахо­ди­лись там до 1204 г., когда были захва­че­ны вене­ци­ан­ца­ми в каче­стве тро­фея во вре­мя раз­граб­ле­ния сто­ли­цы Визан­тий­ской импе­рии в Чет­вер­том кре­сто­вом похо­де. Вско­ре после кре­сто­во­го похо­да дож Энри­ко Дан­до­ло отпра­вил лоша­дей в Вене­цию, где в 1254 г., в пери­од прав­ле­ния дожа Ренье­ро Зено (1252—1268 годы), они были уста­нов­ле­ны на тер­ра­се фаса­да бази­ли­ки Св. Мар­ка. Пер­вым доку­мен­таль­ным свиде­тель­ст­вом о появ­ле­нии квад­ри­ги в Вене­ции явля­ет­ся ее изо­бра­же­ние на моза­и­ке круг­лой ниши пор­та­ла Сант Али­пио, дати­ру­е­мое 1265 годом. В 1364 г. вос­хи­щен­ный Пет­рар­ка писал о ней: «…кра­су­ют­ся четы­ре позо­ло­чен­ных коня из брон­зы, кото­рым древ­ний худож­ник при­дал такое сход­ство с живы­ми, что, кажет­ся, ты слы­шишь их топот и ржа­ние»6. Квад­ри­га ста­ла одним из сим­во­лов горо­да. Так в 1370 г., когда вене­ци­ан­цы пред­ло­жи­ли зак­лю­чить мир с Гену­ей, то Дориа Пьет­ро — гену­эз­ский адми­рал, отве­тил, что гену­эз­цы «не дару­ют мира, пока не взнузда­ют коней свя­то­го Мар­ка».

В 1797 г. Напо­ле­он захва­тил лоша­дей и вывез их в Париж, где они были уста­нов­ле­ны на три­ум­фаль­ной арке на пло­ща­ди Кар­ру­зель вме­сте с квад­ри­гой.

В 1815 г. лоша­ди были воз­вра­ще­ны в Вене­цию капи­та­ном Дума­ре­ском (Dumaresq). Он участ­во­вал в бит­ве при Ватер­лоо и был в Пари­же с союз­ны­ми вой­ска­ми, где австрий­ский импе­ра­тор выбрал его, чтобы снять лоша­дей с три­ум­фаль­ной арки и вер­нуть их на преж­нее место в Вене­цию. За хоро­шо про­де­лан­ную работу он полу­чил от импе­ра­то­ра золотую таба­кер­ку с его ини­ци­а­ла­ми, выло­жен­ны­ми на крыш­ке алма­за­ми.

Во вре­мя Вто­рой миро­вой вой­ны квад­ри­га была спря­та­на в горо­де Доло.

В ходе про­во­див­шей­ся в 1970-е годы рестав­ра­ции собо­ра было при­ня­то реше­ние заме­нить квад­ри­гу на лод­жии собо­ра копи­ей. В 1982 г. ори­ги­нал квад­ри­ги был поме­щен в музей бази­ли­ки, рас­по­ло­жен­ный в верх­них поме­ще­ни­ях нар­тек­са собо­ра.


ПРИМЕЧАНИЯ:


1Anon 1979, The Horses of San Marco Thames and Hudson an English translation of a 1977 Venetian city government publication, p. 191.

2Anon 1979, p. 199.

3Anon 1979, p. 185.

4Anon 1979, Chapter: W.A.Oddy et al. “The gilding of bronze statues in the Greek and Roman world”.

5Parastaseis syntomoi chronikai, ch. 84. Th.

6Petrarch, Rerum senilium, V., noted by Roberto Weiss, The Renaissance Discovery of Classical Antiquity (Oxford: Blackwell) 1973:35.

Источники:
Ключевые слова: бронза квадрига Святого Марка Сан-Марко San Marco четверка лошадей лошадь лошади конь кони упряжь упряжка скульптор Лисипп из Сикиона Константинополь цирк ипподром