«Квадрига Святого Марка».

Бронза. Приписывается Лисиппу, греческому скульптору IV в. до н. э.

Венеция, Базилика св. Марка.

Описание:
Скульп­ту­ры дати­ру­ют­ся кон­цом клас­си­че­ско­го пери­о­да и были при­пи­са­ны скуль­п­то­ру IV в. до н. э. Лисип­пу, одна­ко дале­ко не все соглас­ны с такой атри­бу­ци­ей. Несмот­ря на то, что скульп­ту­ры назы­ва­ют­ся брон­зо­вы­ми, на самом деле, как пока­зал ана­лиз, они состо­ят из 96,67-про­цент­ной меди с при­ме­сью1. Высо­кое содер­жа­ние оло­ва уве­ли­чи­ва­ло тем­пе­ра­ту­ру отлив­ки до 1200—1300 °C2. Медь высо­кой чистоты была выб­ра­на для наи­луч­ше­го спо­со­ба позо­лоты мето­дом ртут­но­го золо­че­ния3. По совре­мен­ным сведе­ни­ям о древ­ней тех­но­ло­гии, такой метод ука­зы­ва­ет на рим­ское, а не гре­че­ское про­ис­хож­де­ние4.

Несо­мнен­но, что лоша­ди, вме­сте с квад­ри­гой, с кото­рой они были изо­бра­же­ны, дол­гое вре­мя сто­я­ли на иппо­дро­ме Кон­стан­ти­но­по­ля. Веро­ят­но, это они были теми «четырь­мя позо­ло­чен­ны­ми лошадь­ми, сто­я­щи­ми над иппо­дро­мом», кото­рые «при­бы­ли с ост­ро­ва Хиоса при Фео­до­сии II», упо­ми­на­е­мы­ми в «Parastaseis syntomoi chronikai» (VIII — нач. IX вв.)5. Они нахо­ди­лись там до 1204 г., когда были захва­че­ны вене­ци­ан­ца­ми в каче­стве тро­фея во вре­мя раз­граб­ле­ния сто­ли­цы Визан­тий­ской импе­рии в Чет­вер­том кре­сто­вом похо­де. Вско­ре после кре­сто­во­го похо­да дож Энри­ко Дан­до­ло отпра­вил лоша­дей в Вене­цию, где в 1254 г., в пери­од прав­ле­ния дожа Ренье­ро Зено (1252—1268 годы), они были уста­нов­ле­ны на тер­ра­се фаса­да бази­ли­ки Св. Мар­ка. Пер­вым доку­мен­таль­ным свиде­тель­ст­вом о появ­ле­нии квад­ри­ги в Вене­ции явля­ет­ся ее изо­бра­же­ние на моза­и­ке круг­лой ниши пор­та­ла Сант Али­пио, дати­ру­е­мое 1265 годом. В 1364 г. вос­хи­щен­ный Пет­рар­ка писал о ней: «…кра­су­ют­ся четы­ре позо­ло­чен­ных коня из брон­зы, кото­рым древ­ний худож­ник при­дал такое сход­ство с живы­ми, что, кажет­ся, ты слы­шишь их топот и ржа­ние»6. Квад­ри­га ста­ла одним из сим­во­лов горо­да. Так в 1370 г., когда вене­ци­ан­цы пред­ло­жи­ли зак­лю­чить мир с Гену­ей, то Дориа Пьет­ро — гену­эз­ский адми­рал, отве­тил, что гену­эз­цы «не дару­ют мира, пока не взнузда­ют коней свя­то­го Мар­ка».

В 1797 г. Напо­ле­он захва­тил лоша­дей и вывез их в Париж, где они были уста­нов­ле­ны на три­ум­фаль­ной арке на пло­ща­ди Кар­ру­зель вме­сте с квад­ри­гой.

В 1815 г. лоша­ди были воз­вра­ще­ны в Вене­цию капи­та­ном Дума­ре­ском (Dumaresq). Он участ­во­вал в бит­ве при Ватер­лоо и был в Пари­же с союз­ны­ми вой­ска­ми, где австрий­ский импе­ра­тор выбрал его, чтобы снять лоша­дей с три­ум­фаль­ной арки и вер­нуть их на преж­нее место в Вене­цию. За хоро­шо про­де­лан­ную работу он полу­чил от импе­ра­то­ра золотую таба­кер­ку с его ини­ци­а­ла­ми, выло­жен­ны­ми на крыш­ке алма­за­ми.

Во вре­мя Вто­рой миро­вой вой­ны квад­ри­га была спря­та­на в горо­де Доло.

В ходе про­во­див­шей­ся в 1970-е годы рестав­ра­ции собо­ра было при­ня­то реше­ние заме­нить квад­ри­гу на лод­жии собо­ра копи­ей. В 1982 г. ори­ги­нал квад­ри­ги был поме­щен в музей бази­ли­ки, рас­по­ло­жен­ный в верх­них поме­ще­ни­ях нар­тек­са собо­ра.


ПРИМЕЧАНИЯ:


1 Anon 1979, The Horses of San Marco Thames and Hudson an English translation of a 1977 Venetian city government publication, p. 191.

2 Anon 1979, p. 199.

3 Anon 1979, p. 185.

4 Anon 1979, Chapter: W.A.Oddy et al. “The gilding of bronze statues in the Greek and Roman world.”

5 Parastaseis syntomoi chronikai, ch. 84. Th.

6 Petrarch, Rerum senilium, V., noted by Roberto Weiss, The Renaissance Discovery of Classical Antiquity (Oxford: Blackwell) 1973:35.


Источники:
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: бронза квадрига Святого Марка четверка лошадей лошадь лошади конь кони упряжь упряжка скульптор Лисипп из Сикиона Константинополь цирк ипподром
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА