Гомер.

Пентелийский мрамор. Римская работа II в. н. э.
Инв. № MR 530 (Ma 440).

Париж, Лувр.

Происхождение:
Най­ден в 1704 г. в стене двор­ца Каэта­ни в Риме.
При­об­ре­тен в 1733 г. папой Кли­мен­том XII из кол­лек­ции Аль­ба­ни для Капи­то­лий­ско­го музея.
В 1797 г. выве­зен в Париж Напо­лео­ном.
В 1815 г. пере­дан Людо­ви­ку XVIII папой Пием VII в обмен на порт­рет Напо­лео­на работы Кано­вы.

Описание:
Вооб­ра­жа­е­мый порт­рет Гоме­ра.

Рим­ская работа импе­ра­тор­ско­го вре­ме­ни (II в. н. э.?), обна­ру­жен­ная в стене двор­ца Каэта­ни в Риме.
Мра­мор с горы Пен­те­ли­кон, Афи­ны.

Внеш­ность Гоме­ра, авто­ра «Или­а­ды» и «Одис­сеи», неиз­вест­на. Само суще­ст­во­ва­ние ок. VIII в. до н. э. бед­но­го, ста­ро­го и сле­по­го ска­зи­те­ля, каким он пред­ста­ет в тра­ди­ции, веро­ят­но, было лишь пло­дом кол­лек­тив­но­го вооб­ра­же­ния.

Наклон голо­вы ука­зы­ва­ет, что ори­ги­на­лом послу­жи­ла ста­туя сидя­ще­го Гоме­ра, создан­ная в пер­вой поло­вине II в. до н. э. под вли­я­ни­ем пер­гам­ских тво­ре­ний, для кото­рых харак­тер­ны бароч­ные моти­вы. Лен­та, охва­ты­ваю­щая лоб, отли­ча­ет его от про­стых людей, непо­движ­ность взгляда широ­ко откры­тых и мерт­вен­ных глаз обна­ру­жи­ва­ет их сле­поту; и в этом лице создан, хоть и реа­ли­стич­ны­ми сред­ства­ми, иде­аль­ный порт­рет ста­ро­го поэта, вдох­нов­лен­но­го бога­ми. Голо­ва при­со­еди­не­на к шее.

Кол­лек­ция древ­но­стей кар­ди­на­ла Алек­сан­дро Аль­ба­ни, при­об­ре­тен в 1733 г. Кли­мен­том XII для Капи­то­лий­ских музеев в Риме.
Соглас­но Толен­тин­ско­му дого­во­ру в 1797 г. кон­фис­ко­ван Напо­лео­ном.
После пере­го­во­ров в 1815 г. уступ­лен Пием VII Людо­ви­ку XVIII в обмен на порт­рет Напо­лео­на работы Кано­вы.
Инвен­тар­ный номер MR 530 (обыч­ный номер Ma 440).


Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
Ключевые слова: пентелийский мрамор портрет портретный бюст герма Гомера Гомер борода коллекция Альбани Инв № MR 530 Ma 440