Император Август в образе Юпитера Капитолийского.

Мрамор. 45—50 гг. н. э. Голова современная.
Инв. № 6040.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Гер­ку­ла­нум, Авгу­сте­ум (зда­ние бази­ли­ки), сле­ва в пря­мо­уголь­ной эксед­ре, поме­щен­ной в цен­тре зад­ней сто­ро­ны.

Описание:

20. Колос­саль­ная сидя­щая ста­туя Авгу­ста.

Мра­мор.
Гер­ку­ла­нум, Авгу­сте­ум (зда­ние бази­ли­ки), сле­ва в пря­мо­уголь­ной эксед­ре, поме­щен­ной в цен­тре зад­ней сто­ро­ны.
Неа­поль, MAN, inv. 6040. Высота 2,15 м.

Биб­лио­гра­фия: AA. VV., Le Collezioni del Museo Nazionale di Napoli. La scultura greco-romana, Napoli 1989, p. 110, n. 74; D. Boschung, Gens Augusta: Untersuchungen zur Aufstellung, Wirkung und Bedeutung der Statuengruppen des julisch-claudischen Kaiserhauses, in «Monumenta artis Romanae» XXII, Mainz 2002, p. 119, cat. 42. 4, tav. 92, 1.

Колос­саль­ная ста­туя изо­бра­жа­ет импе­ра­то­ра, сидя­ще­го на троне, реста­ври­ро­ван­но­го с голо­вой Авгу­ста на осно­ва­нии срав­не­ния с его изо­бра­же­ни­ем на троне в обра­зе Юпи­те­ра на «Гем­ме Авгу­ста» (Guida illustrata del Museo Nazionale di Napoli, под ред. A. Ruesch, Napoli 1908, n. 965). Голо­ва увен­ча­на вен­ком из дубо­вых листьев, лен­ты кото­ро­го сви­са­ют по спине. Вну­ши­тель­ная фигу­ра пред­став­ле­на не стро­го фрон­таль­но, а со слег­ка повер­ну­тым обна­жен­ным тор­сом, в дви­же­нии, кото­ро­му про­ти­во­по­став­лен бюст, а в кре­сто­вид­ном соот­но­ше­нии с ним мы видим пра­вую руку, поло­жен­ную на бед­ро, с соот­вет­ст­ву­ю­щим лег­ким нак­ло­ном пле­ча, и левую руку, под­ня­тую, чтобы дер­жать длин­ный ски­петр; ноги раз­дви­ну­ты, левая выстав­ле­на впе­ред и опи­ра­ет­ся на пят­ку, пра­вая ото­дви­ну­та назад. Палуда­мен­тум пок­ры­ва­ет ниж­нюю поло­ви­ну тела, скры­вая верх­нюю часть бедер, затем идет, рас­ши­ря­ясь, по спине, и закан­чи­ва­ет­ся кра­ем, сви­саю­щим склад­ка­ми на левом пле­че, чтобы потом, спа­дая, раз­ме­стить­ся на пра­вом бед­ре с обиль­ной игрой скла­док, остав­ляя откры­той выстав­лен­ную ногу.

Рас­по­ло­же­ние скла­док дра­пи­ров­ки в ниж­ней части фигу­ры, с отчет­ли­вым кон­тра­стом меж­ду стро­гой вер­ти­ка­лью длин­ной линии откры­той ноги на пере­д­нем плане и мяг­ки­ми лини­я­ми тка­ни с выра­зи­тель­ны­ми све­то­те­не­вы­ми эффек­та­ми, созда­ет глу­би­ну и под­чер­ки­ва­ет трех­мер­ность все­го про­из­веде­ния. Это напо­ми­на­ет такие зна­ме­ни­тые брон­зо­вые тво­ре­ния Лисип­па, как «Пиру­ю­щий Геракл», эпо­хи позд­не­го элли­низ­ма, одна­ко не без эклек­тиз­ма, где про­стое про­ти­во­по­став­ле­ние меж­ду бюстом и нога­ми, их дви­же­ние в про­стран­стве, допол­ня­ет­ся за счет све­то­те­не­вых эффек­тов с исполь­зо­ва­ни­ем пла­ща в ниж­ней части фигу­ры.

Подоб­ная ико­но­гра­фия про­дол­жа­ет при­сут­ст­во­вать в ста­ту­ях сидя­ще­го Зев­са, вос­про­из­веден­но­го во мно­же­стве образ­цов и в мра­мо­ре и в брон­зе; сре­ди наи­бо­лее извест­ных мра­мор­ных копий — Зевс Веро­спи. Мно­го­чис­лен­ные реп­ли­ки, испол­нен­ные в импер­скую эпо­ху, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни нахо­дят­ся в зави­си­мо­сти от ста­туи Юпи­те­ра Капи­то­лий­ско­го из золота и сло­но­вой кости, создан­ной Апол­ло­ни­ем, сох­ра­нив­шей­ся толь­ко в опи­са­ни­ях, но широ­ко извест­ной и вос­про­из­веден­ной в мно­го­чис­лен­ных вари­ан­тах. Об обра­зе Юпи­те­ра в каче­стве демон­стра­ции выс­шей и все­объ­ем­лю­щей вла­сти импе­ра­то­ра, см. P. Zanker, Augusto e il potere delle immagini, Torino 1989, pp. 245—254.

Marisa Mastroroberto

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 2009 г. Описание: Ercolano. Tre secoli di scoperte. Electa, Milano, 2009, pp. 252—253, cat. 20.
© 2011 г. Перевод с итал.: С. И. Сосновский.

комм.

комм.
Ключевые слова: мрамор портрет статуя римский император Октавиан Август в образе Юпитера Капитолийского Юлии-Клавдии трон скипетр драпировка Юпитер Капитолийский corona civica corona quercea дубовый гражданский венок из дубовых листьев дубовые листья корона Инв № 6040