Так называемый Юлиан Отступник
Мрамор.Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов

Так называемый Юлиан Отступник.

Мрамор.

Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.

Описание:
Третьей голо­вой это­го типа явля­ет­ся тип так назы­вае­мо­го Юли­а­на Отступ­ни­ка. Из четы­рех сох­ра­нив­ших­ся экзем­пля­ров, один носит сред­не­ве­ко­вую над­пись IANVS INPEATOR, кото­рая была при­ня­та за имя Отступ­ни­ка (рис. 9, 10)1. Экзем­пляр в Неа­по­ле2 дол­жен быть совер­шен­но иск­лю­чен при обсуж­де­нии вопро­са об ори­ги­на­ле, так как он при­над­ле­жит к типу пере­де­лок позд­не­рим­ско­го вре­ме­ни3. Хоро­шо изда­ны два экзем­пля­ра Капи­то­лий­ско­го музея, из кото­рых бюст с над­пи­сью заслу­жи­ва­ет осо­бо­го вни­ма­ния. Вто­рой экзем­пляр4 отчет­ли­вее пере­да­ет линии волос, но в трак­тов­ке глаз и боро­ды стре­мит­ся к смяг­че­нию рез­ких форм, наблюдае­мых на пер­вом. Не пере­да­ны тол­стые фор­мы век и меш­ков под гла­за­ми, опу­ще­на гори­зон­таль­ная линия, отде­ля­ю­щая часть боро­ды под ниж­ней губой от прядей на под­бо­род­ке. Гла­за рас­счи­та­ны на эффект тени, падаю­щей от верх­не­го века на глаз­ное ябло­ко. Харак­тер типа очень свое­об­раз­ный: трак­тов­ка волос и боро­ды, меш­ки под гла­за­ми при­да­ют ему несколь­ко с. 19 гру­бый отте­нок; весь­ма стран­ное впе­чат­ле­ние про­из­во­дит узел, в кото­рый завя­за­ны ниж­ние пряди боро­ды. Пост­ро­е­ние голо­вы, в смыс­ле угло­ва­то­сти очер­та­ний, осо­бен­но в про­филь, сов­па­да­ет с прин­ци­пом, про­веден­ным на брон­зе, на кото­рой мы нахо­дим и ана­ло­гич­ную трак­тов­ку бро­вей, пере­но­си­цы и глаз с меш­ка­ми под ними, трак­тов­ка лба и щек напо­ми­на­ет лувр­ско­го стар­ца и поэта вил­лы Аль­ба­ни, фор­мы ниж­ней губы мы нахо­дим на «Писи­стра­те» Аль­ба­ни, на Ана­кре­он­те, на голо­ве в Мад­риде.

Веро­ят­но, и так назы­вае­мый Юли­ан изо­бра­жа­ет поэта. Hauser5 обра­тил вни­ма­ние на то обсто­я­тель­ство, что свое­об­раз­ная фор­ма боро­ды встре­ча­ет­ся на «кире­ней­ской» вазе. При­ни­мая «кире­ней­ские» вазы за крит­ские изде­лия, он счел Юли­а­на изо­бра­же­ни­ем кри­тя­ни­на. В насто­я­щее вре­мя не может быть сомне­ния в том, что «кире­ней­ские» вазы выде­лы­ва­лись в Лако­нии6; мы можем, сле­до­ва­тель­но, из упо­мя­ну­той осо­бен­но­сти зак­лю­чить, что бюст изо­бра­жа­ет спар­тан­ца. Если же при­знать, что он по сход­ству в дви­же­нии и в рас­по­ло­же­нии пла­ща так­же явля­ет­ся иде­аль­ным порт­ре­том поэта, то пред­по­ло­же­ние, что мы име­ем дело с изо­бра­же­ни­ем Тир­тея, сле­ду­ет при­знать воз­мож­ным. На бюсте нахо­ди­лась, по-види­мо­му, над­пись, невер­но про­чи­тан­ная и реста­ври­ро­ван­ная сред­не­ве­ко­вым вая­те­лем, пре­вра­тив­шим непо­нят­ные ему бук­вы в без­гра­мот­ную над­пись, кото­рую мы теперь име­ем перед собою7. Любо­пыт­но в дан­ном слу­чае сох­ра­не­ние древ­ней­шей при­чес­ки для опре­де­ле­ния нацио­наль­но­сти изо­бра­жен­но­го лица.

с. 20 Пере­чис­лен­ные памят­ни­ки охва­ты­ва­ют зна­чи­тель­ный, срав­ни­тель­но, про­ме­жу­ток вре­ме­ни. Самые древ­ние — стра­тег в Мюн­хене (так назы­вае­мый Миль­ти­ад) и жен­ская голо­ва в вил­ле Бор­ге­зе. Пер­вый из них был уже Фурт­вен­гле­ром постав­лен в связь с голо­ва­ми восточ­но­го фрон­то­на эгин­ско­го хра­ма и отне­сен к 490—480 гг. Хро­но­ло­ги­че­ски такое опре­де­ле­ние без­услов­но спра­вед­ли­во, несмот­ря на сти­ли­сти­че­ские раз­ли­чия, объ­яс­ни­мые раз­ли­чи­ем худо­же­ст­вен­ных школ, о кото­рых будет речь ниже. Для голо­вы вил­лы Бор­ге­зе бли­жай­шие ана­ло­гии — голо­ва из Сели­нун­та8 и, вооб­ще, голо­вы хра­ма E9, при­над­ле­жа­щие немно­го более позд­не­му вре­ме­ни. Из осталь­ных памят­ни­ков, Ана­кре­онт и «Юли­ан Отступ­ник» бли­же все­го свя­за­ны с олим­пий­ски­ми скульп­ту­ра­ми. Сход­ство Ана­кре­он­та со ста­ту­я­ми восточ­но­го фрон­то­на в сти­ли­за­ции одеж­ды было уже отме­че­но иссле­до­ва­те­ля­ми10, голо­ва «Юли­а­на» сти­ли­сти­че­ски опре­де­ля­ет­ся совер­шен­но тоже­ст­вен­ной трак­тов­кой волос у одно­го из кен­тав­ров запад­но­го фрон­то­на (рис. 11)11. При этом, одна­ко, голо­ва Ана­кре­он­та, по общей сво­ей фор­ме, бли­же к фри­зу Пар­фе­но­на, так что трак­тов­ку одеж­ды сле­до­ва­ло бы счи­тать пере­жит­ком более древ­ней эпо­хи; гру­бость харак­те­ри­сти­ки «Юли­а­на» все­це­ло под­хо­дит к мане­ре запад­но­го олим­пий­ско­го фрон­то­на. Голо­ву «Писи­стра­та» Аль­ба­ни, с его стро­гой сти­ли­за­ци­ей завит­ков волос и боро­ды, без­услов­но сле­ду­ет отне­сти еще к послед­не­му деся­ти­ле­тию пер­вой поло­ви­ны века. Голо­вы в Мад­риде, в Лув­ре, а так­же голо­ва собр. Бра­за, по сход­ству с голо­ва­ми стар­цев на фри­зе Пар­фе­но­на, мыс­ли­мы лишь око­ло середи­ны века или немно­го поз­же. Вся серия разо­бран­ных голов рас­па­да­ет­ся, таким обра­зом, на три груп­пы: стар­шая состо­ит из голо­вы «Миль­ти­а­да» и жен­ско­го порт­ре­та в вил­ле Бор­ге­зе, сред­няя — из «Юли­а­на» и «Писи­стра­та» Аль­ба­ни, млад­шая — из голов собр. Бра­за, мад­рид­ской, лувр­ской и голо­вы Ана­кре­он­та. К этой послед­ней при­мы­ка­ет и голо­ва поэта в вил­ле Аль­ба­ни.

1Капи­то­лий­ский музей, Sala dei Imperatori, nº 82; Stuart Jones, Catalogue of the Cap. Museum, 213 сл.; Helbig-Amelung I3, 455 сл. nº 82.

2Arndt-Bruckmann, 685—686; Hekler, Bildniskunst, 234a; Ruesch, Guida del Mus. Naz. di Napoli, nº 1137.

3См. трак­тов­ку глаз, напри­мер, на бюстах во Фло­рен­ции и в вил­ле Аль­ба­ни: Hekler, Bildniskunst, 273b, 274b и на голо­ве в Кон­стан­ти­но­по­ле: Arndt-Amelung, Einzelaufn., 742.

4S. dei Filosofi, nº 73. Stuart Jones, 249. Тре­тий экзем­пляр — там же, nº 72: Stuart Jones, 248. Пра­виль­ную оцен­ку типа дал лишь Stuart Jones; пред­по­ло­же­ние Арнд­та, что изо­бра­жен мифи­че­ский рим­ский царь, непри­ем­ле­мо. Аме­лунг дати­ру­ет его IV в.; насколь­ко мне извест­но, связь с олим­пий­ски­ми скульп­ту­ра­ми оста­лась неза­ме­чен­ной. Ср. гем­му в Бер­лине: Furtwängler, Ant. Gemmen, тбл. X, 35, близ­кую по сти­лю к голо­ве «Юли­а­на» и опре­де­лен­ную Фурт­вен­гле­ром как ионий­ская работа V в.

5Oesterr. Jahresh. X (1907), 15 сл.

6Droop в Annual of the British School at Athens XIII, 135.

7По пово­ду тако­го мое­го пред­по­ло­же­ния О. О. Крю­гер дает сле­дую­щую справ­ку: Над­пись IANVS INPEATOR лише­на понят­но вся­ко­го смыс­ла, и допол­не­ние ее Iulianus Imperator так же мало было моти­ви­ро­ва­но, как любое дру­гое имя на ianus. Поэто­му весь­ма воз­мож­но, что над­пись в том виде, как мы ее чита­ем, — попыт­ка вос­ста­но­вить пло­хо сох­ра­нив­шу­ю­ся более древ­нюю, веро­ят­но, гре­че­скую над­пись. Если дей­ст­ви­тель­но этот бюст — порт­рет спар­тан­ско­го поэта, то ско­рее все­го напра­ши­ва­ет­ся мысль о Тир­тее. Вся­кая попыт­ка, конеч­но, вос­ста­но­вить первую над­пись, не имея перед собой ори­ги­на­ла и без вни­ма­тель­но­го изу­че­ния всех цара­пин и углуб­ле­ний, оста­нет­ся рис­ко­ван­ной. Все же, дума­ет­ся, NPEATOR не слиш­ком дале­ко от ΤΥΡΤΑΙΟΡ или ΤΥΡΤΑΙΟΣ. Пло­хо сох­ра­нив­ше­е­ся ΤΥ мог­ло наве­сти рестав­ра­то­ра нашей над­пи­си на N, T на E, I лег­ко было допол­нить верх­ней гори­зон­таль­ной чер­той в T. Сто­я­ло ли Ρ или Σ в кон­це, невоз­мож­но ска­зать. Для Ρ срав­ни Thumb, Handbuch d. griech. Dialekte, 89 (Ζεύξιππορ — Ζεύξιππος). Для пер­вой части над­пи­си я ниче­го под­хо­дя­ще­го не могу при­ду­мать. S напо­ми­на­ет недо­кон­чен­ное Ω. При­чи­ны, поче­му эта догад­ка может вызвать сомне­ние, сле­дую­щие: 1) Лич­ное имя обык­но­вен­но сто­ит на пер­вом месте. 2) Вер­ти­каль­ная hasta бук­вы E слиш­ком выдви­ну­та вле­во. Хотя и это нуж­но про­ве­рить на под­лин­ни­ке, т. к. может ока­зать­ся, что лишь впо­след­ст­вии, когда из Τ было сде­ла­но E, hasta была пере­не­се­на. Фор­мы букв (A и малень­кое O) и P вме­сто Σ в кон­це ука­за­ли бы на послек­лас­си­че­ский пери­од. Но все это, повто­ряю, без изу­че­ния под­лин­ни­ка оста­нет­ся игрой ост­ро­умия и выска­зы­ва­ет­ся мною иск­лю­чи­тель­но для того, чтобы обра­тить вни­ма­ние тех, кому доступ­на над­пись, на эту про­бле­му.

8См. в осо­бен­но­сти голо­ву Arndt-Amelung, Einzelaufn., 749—750.

9Ср., напри­мер, голо­ву Арте­ми­ды на мето­пе с Актео­ном: Brunn-Bruckmann, 290; см. Экс­курс Б.

10Kekulé, Jahrb. d. Inst. 1892, 121; Arndt, Glyptotheque Ny C., 42.

11Olympia III, тбл. XXXI.

Источники:
© 1921 г. Фото, текст: Вальдгауер О. Ф. Этюды по истории античного портрета. Ч. I, с. 18—20, рис. 10. Ежегодник Российского Института Истории Искусств, т. I, вып. I. Петербург, 1921 г.
© Фото: Arndt-Bruckmann.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческий греческая греческое греческие римский римская римские деятель грек греки имперский копия герма herma император флавий клавдий юлиан ii отступник юлиана отступника imperator flavius claudius iulianus apostata портрет портреты портретный портретная мрамор мужской неизвестного неизвестный поэт так называемый мужчина борода arndt-bruckmann арндт-брукман