Марк Аврелий
Мрамор.
Ок. 170 г.
Инв. №№ Ma 1166 / MR 561 / N 1416.Париж, Лувр. Фото: Роджер Б. Ульрих

Марк Аврелий.

Мрамор.
Ок. 170 г.
Инв. №№ Ma 1166 / MR 561 / N 1416.

Париж, Лувр.

Частная коллекция, Боргезе.
Происхождение:
Най­ден в 1674 г. на импер­ской вил­ле воз­ле Рима (Аква-Тра­вер­са).
При­об­ре­тен из кол­лек­ции Бор­ге­зе в 1807 г.

Описание:
Рим­ский мра­мор­ный порт­рет Мар­ка Авре­лия, с 2008 г. на вре­мен­ной экс­по­зи­ции в Мет­ро­по­ли­тен-музее (инв. № L.2008.49).

7. Бюст Мар­ка Авре­лия.

Ок. 170 г.
Най­ден в Акве-Тра­вер­се воз­ле Рима (Acqua Traversa) в 1674 г.
Мел­ко­зер­ни­стый мра­мор.
Высота 86 см.
При­об­ре­тен в 1807 г., преж­де в собра­нии Бор­ге­зе (MA 1166 — инв. № MR 561; N 1416).
Рестав­ра­тор: C. Devos, 2006 г.

Этот бюст, почти в отлич­ном состо­я­нии, харак­те­ри­зу­ет­ся кон­тра­стом меж­ду свет­лой и бле­стя­щей кожей лица и тем­ной мас­сой волос, пок­ры­той мине­раль­ны­ми отло­же­ни­я­ми. Мно­го­чис­лен­ные борозд­ки и пят­на на левой сто­роне лица пока­зы­ва­ют, что отло­же­ния были так­же и на коже. Скуль­п­тор явно ценил игру све­та и тени и уси­лил ее уме­лым выре­за­ни­ем (с помо­щью свер­ла) волос и бах­ро­мы на палуда­мен­ту­ме (воен­ном пла­ще), пок­ры­ваю­щем доспе­хи. Такой под­ход был рас­про­стра­нен в эпо­ху Анто­ни­нов и отли­чал­ся от пре­об­ла­дав­ше­го клас­си­циз­ма вре­ме­ни Адри­а­на и Анто­ни­на Пия поис­ком визу­аль­ных эффек­тов. Его мож­но встре­тить и на исто­ри­че­ских релье­фах — где изо­бра­же­ние дви­же­ния достиг­ло таких высот, что с это­го вре­ме­ни искус­ству при­пи­сы­ва­ют­ся бароч­ные тен­ден­ции1, и на порт­ре­тах — где вновь обна­ру­жи­ва­ет­ся эмо­цио­наль­ность, уна­сле­до­ван­ная от элли­ни­сти­че­ских образ­цов2. Ком­по­зи­ция лица ори­ги­наль­на, высо­ко под­ня­тые бро­ви и при­кры­тые веки при­да­ют ему одно­вре­мен­но и живое выра­же­ние, и отре­шен­ный меч­та­тель­ный дух.

В Лув­ре есть восемь мра­мо­ров, най­ден­ных в Акве-Тра­вер­се: Афро­ди­та капи­то­лий­ско­го типа, четы­ре порт­ре­та Луция Вера и три порт­ре­та Мар­ка Авре­лия3. Они отно­сят­ся к груп­пе при­мер­но три­на­дца­ти изо­бра­же­ний этих пра­ви­те­лей, най­ден­ных на дан­ном участ­ке в XVII—XIX вв. Аква-Тра­вер­са нахо­дит­ся при­мер­но в 10 км к севе­ру от Рима, на Кас­си­е­вой доро­ге (или, на этом участ­ке, на Клав­ди­е­вой доро­ге), кото­рая начи­на­ет­ся от Миль­ви­е­ва моста. Хотя все еще вид­ны впе­чат­ля­ю­щие следы (несмот­ря на стро­и­тель­ство вил­лы Ман­цо­ни в 1924 г.), о ее общей пла­ни­ров­ке ниче­го не извест­но.

В 1609 г. эта терри­то­рия пере­шла в руки семьи Бор­ге­зе. Вплоть до сво­ей смер­ти в 1621 г. Камил­ло Бор­ге­зе, став­ший рим­ским папой Пав­лом V, исполь­зо­вал этот уча­сток как архео­ло­ги­че­скую сок­ро­вищ­ни­цу. Пер­вый най­ден­ный порт­рет Луция Вера (ныне утра­чен­ный) поз­во­лил пред­по­ло­жить, что здесь нахо­дят­ся остат­ки вил­лы это­го пра­ви­те­ля, опи­сан­ной в «Исто­ри­ях авгу­стов»4.

с. 59 В 1650 г. во вре­мя ремонт­ных работ была най­де­на Афро­ди­та — веро­ят­но, та, кото­рая сей­час нахо­дит­ся в Лув­ре. Дру­гие наход­ки были менее зна­чи­тель­ны­ми, но в 1674 г. были откры­ты девять порт­ре­тов Луция Вера и Мар­ка Авре­лия5.

Два колос­саль­ных порт­ре­та импе­ра­то­ров-соп­ра­ви­те­лей, хра­ня­щи­е­ся сей­час в Лув­ре, были най­де­ны в 1720 г. во вре­мя архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок на том же месте6. В нача­ле XIX века были обна­ру­же­ны порт­ре­ты Луция Вера, Пло­ти­ны и Фау­сти­ны Млад­шей, а так­же пять иде­а­ли­зи­ро­ван­ных ста­туй, хра­ня­щи­е­ся теперь в кол­лек­ции Тор­ло­ния.

Все, что сох­ра­ни­лось от рас­ко­пок 1674 г. — это пять порт­ре­тов в Лув­ре. Четы­ре дру­гих были утра­че­ны — веро­ят­но, после их откры­тия, как ука­зы­ва­ет Кар­ло Феа. В груп­пе из Аквы-Тра­вер­сы пора­жа­ет боль­шое сход­ство меж­ду тре­мя порт­ре­та­ми Луция Вера. Поми­мо раз­ме­ра, одеж­ды и черт лица — и обра­бот­ка бород, и обра­бот­ка волос совер­шен­но иден­тич­ны, локон к локо­ну. Эти порт­ре­ты, а так­же порт­ре­ты Мар­ка Авре­лия, веро­ят­но, для цело­сти и сохран­но­сти нахо­ди­лись на древ­нем скла­де, что было свя­за­но с рекон­струк­ци­ей убран­ства вил­лы; таким обра­зом объ­яс­ня­ет­ся откры­тие на одном и том же месте, в 1674 и 1720 гг., бюстов, кото­рые настоль­ко похо­жи и так хоро­шо сох­ра­ни­лись. Иссле­до­ва­ние цистер­ны воз­ле места откры­тия может ука­зать, что эти бюсты хра­ни­лись под зем­лей в кана­ле, под­ва­ле или крип­то­пор­ти­ке.

Текст «Исто­рии авгу­стов» при­пи­сы­ва­ет построй­ку вил­лы в Акве-Тра­вер­се Луцию Веру в то вре­мя, когда, после воз­вра­ще­ния из победо­нос­ной кам­па­нии про­тив пар­фян в 166 г., его поли­ти­че­ское вли­я­ние ста­ло посте­пен­но умень­шать­ся. Текст сооб­ща­ет, что, несмот­ря на уве­ще­ва­ния Мар­ка Авре­лия, Луций Вер дока­тил­ся до рас­пу­щен­но­сти, одна­ко с наход­кой части скульп­тур­но­го оформ­ле­ния вил­лы собы­тия пред­ста­ют в дру­гом све­те. Мно­го­чис­лен­ность порт­ре­тов соп­ра­ви­те­лей, един­ство их сти­ля и серий­ное про­из­вод­ство порт­ре­тов Луция Вера гово­рит о том, что эту деко­ра­тив­ную и поли­ти­че­скую про­грам­му по-преж­не­му вдох­нов­ля­ла идея общей импе­ра­тор­ской вла­сти7.

Порт­рет Мар­ка Авре­лия, пред­став­лен­ный здесь, отно­сит­ся к типу III8, или «типу Терм 726»9, созда­ние кото­ро­го дати­ру­ет­ся вступ­ле­ни­ем в долж­ность ново­го импе­ра­то­ра в 161 г. Этот тип вос­про­из­во­дил­ся повсе­мест­но во вре­мя его прав­ле­ния, но в 166 году, когда Марк Авре­лий утвер­дил свою власть, воз­ник новый тип IV, или «Капи­то­лий­ский импе­ра­тор­ский 38» (Museo Capitolino Imperatori 38). Таким обра­зом, любо­пыт­но отме­тить, что имен­но тип III, стиль, пре­об­ла­дав­ший во вре­мя сов­мест­но­го прав­ле­ния, луч­ше все­го пред­став­лен на порт­ре­тах из Аквы-Тра­вер­сы.

Daniel Roger

При­ме­ча­ния:

1R. Rodenwaldt, Über der Stilwandel in antoninischer Kunst. Berlin: Walter De Gruyter, 1935.

2M. Bergmann, Marc Aurel. Frankfurt: Liebieghaus Monographie, 1978, с. 32—33.

3Ma 1166, Ma 1159, Ma 1179 (Марк Авре­лий), Ma 1101, Ma 1131, Ma 1094, Ma 1170 (Луций Вер), Ma 335 (Афро­ди­та).

4Historia Augusta, VIII, 8—9.

5C. Fea, Miscellanea filologica, critica e antiquaria. Rome, 1790, с. CCLXIII.

6Ma 1179 и Ma 1170; J.-J. Winckelmann, Storia delle arti del disegno presso gli antichi. Rome, 1784, т. II, с. 305.

7F. Albertson, “The Creation and Dissemination of Roman Imperial Portrait Types: The Case of Marcus Aurelius Type IV”. In: Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts, 119, 2004, с. 259—306.

8M. Bergmann, Marc Aurel, Frankfurt, Liebieghaus Monographie, 1978, с. 25.

9M. Wegner, Das römische Herrscherbild, Die Herrscherbildnisse in antoninischer Zeit, Berlin: Gebr. Mann, 1939, с. 33.

Литература:
K. Fittschen and P. Zanker, Katalog der römischen Porträts in der Capitolinischen Meseen und den anderen Kommunalen Sammlungen der Stadt Rom. Vol. I, Text. Mainz: Philipp von Zabern, 1985, с. 74, № 10d.

K. Kersauson, Catalogue des portraits romains, t. II, De l’année de la guerre civile (68—69 ap. J.-C.) à la fin de l’empire, Musée du Louvre. Paris: Réunion des muséees nationaux, 1996, с. 232*.

V. Mastrodonato, “Una Residenza imperiale nel suburbio di Roma: La Villa di Lucio Vero in località Acqua Traversa”. In: Archeologia Classica, 51, 2000, с. 203—204.

L’idea del bello, Viaggio per Roma nel Seicento con Giovan Pietro Bellori. Palazzo delle Esposizioni, March 29—June 26. Rome: De Luca, 2000, с. 618—619, № 13.

Источники:
© 2010 г. Фото, текст: Роджер Б. Ульрих.
© 2007 г. Описание: Giroire C., Roger D. Roman Art from the Louvre. Hudson Hills Press, Hudson, 2007. P. 58—59, cat. no. 7.
© 2012 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский император марк аврелий марка аврелия imperator marcus aurelius портрет портреты портретный портретная бюст мужской мужская мужчины мужчина династия антонинов антонины мрамор военный плащ мелкозернистый палудаментум paludamentum коллекция боргезе борода бородатый barba barbatum бахрома с бахромой fimbria fimbriae аква траверса акватраверса acqua traversa acquatraversa инв № ma 1166 mr 561 / n 1416 s 5632 l.2008.49~