Рельеф с Артемидой.

Мелкозернистый светло-серый мрамор. Римская копия I в. н. э. с греч. оригинала IV в. до н. э.
Инв. № 746.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 56.

Происхождение:
Реста­ври­ро­ван скуль­п­то­ром Гаэта­но (или Нико­лой) Мон­ти меж­ду 1785—1786 гг.

Описание:
268a. Рельеф с Арте­ми­дой (табл. 50).

Высота 0,60 м, шири­на 0,29 м. Мел­ко­зер­ни­стый свет­ло-серый мра­мор. Сох­ра­ни­лись: туло­ви­ще с пра­вой рукой, ноги до верх­не­го края сапож­ка и соот­вет­ст­ву­ю­щая часть фона сле­ва. Допол­не­ны три склад­ки на пра­вом бед­ре. Отсут­ст­ву­ют мизи­нец и безы­мян­ный палец пра­вой руки. Тре­щи­на на пра­вом пле­че.


Горе­льеф. Боги­ня сто­ит выпря­мив­шись и повер­нув­шись впра­во, опи­ра­ясь на пра­вую ногу, кото­рую пере­се­ка­ет левая голень. На ней наде­ты высо­кие сапож­ки (веро­ят­но, пра­виль­но допол­нен­ные) и соскаль­зы­ваю­щий с пра­во­го пле­ча два­жды опо­я­сан­ный хитон, пере­се­чен­ный меж­ду грудей рем­нем кол­ча­на. Слег­ка согну­тая пра­вая рука опу­ще­на и обра­ще­на назад, тыль­ная сто­ро­на кисти опи­ра­ет­ся на боль­шую яго­дич­ную мыш­цу. Веро­ят­но, пра­виль­но допол­не­ны сле­ду­ю­щие дета­ли: голо­ва боги­ни обра­ще­на впра­во, локоть левой руки поко­ит­ся на колонне; а так­же, ско­рее все­го, и то, что боги­ня дер­жит лук в левой руке (вни­зу для запол­не­ния про­стран­ства поме­ще­на обра­щен­ная впра­во сидя­щая соба­ка1). Пред­по­ло­жи­тель­но фигу­ра нахо­ди­лась ранее на левом краю како­го-то изо­бра­же­ния; работа непло­хая, но не живая; ни в коем слу­чае не гре­че­ская. Сюжет поз­во­ля­ет отне­сти ори­ги­нал к кон­цу V в. до н. э. Ср. похо­жий рельеф в Санкт-Петер­бур­ге (Кизе­риц­кий, Эрми­таж, № 89).

Massi Indicazione antiquaria (1792), с. 51; Pistotesi, V, табл. XLI; Gerhard-Platner, с. 169 № 22.

Валь­тер Аме­лунг

ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА:

1 На релье­фе изо­бра­же­на не соба­ка, а моло­дая лань — хотя, воз­мож­но, что на момент напи­са­ния ста­тьи (1908 г.) это была соба­ка, впо­след­ст­вии пере­ра­ботан­ная в лань, судя по ее посад­ке, хво­сту, кор­пу­су и дру­гим при­зна­кам. В любом слу­чае, деталь не антич­ная.

56. Рельеф с Арте­ми­дой-охот­ни­цей.

Рельеф с Арте­ми­дой-охот­ни­цей был реста­ври­ро­ван меж­ду 1785 и 1786 гг. Гаэта­но (или Нико­лой) Мон­ти в его мастер­ской «alle Colonnette» (рядом с мав­зо­ле­ем Авгу­ста) и после это­го был выстав­лен в музее. Туло­ви­ще ори­ги­наль­ное от шеи до щико­ло­ток, все осталь­ное явля­ет­ся резуль­та­том рестав­ра­ции. Фигу­ра Арте­ми­ды, часть релье­фа I в. н. э., вос­хо­дит к ана­ло­гич­но­му ста­ту­ар­но­му обра­зу Тимо­фея (атти­че­ский скуль­п­тор меж­ду 370 и 350 гг. до н. э.) — гре­че­ско­му про­из­веде­нию, пере­не­сен­но­му в храм Апол­ло­на на Пала­тине в 28 г. до н. э.

Inv. 746; W. Amelung, Die Sculpturen des Vatikanischen Museums, Berlin 1908, II с. 465, № 268a табл. 50; R. Lindner, in JdI, 97, 1982, с. 359—360, илл. 38; E. Simon, Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae, I—VIII, Zürich—München 1981—1997, т. II, с. 818, № 135; C. Pietrangeli, La provenienza delle sculture dei Musei Vaticani, in Bollettino dei Monumenti, Musei e Gallerie Pontificie, IX, 1, 1989, с. 100, № 56; O. Dräger, Religionem Significare, RM, Suppl. 33, 1994, с. 121, прим. 631.

Джан­до­ме­ни­ко Спи­но­ла


Литература:
W. Amelung, Die Sculpturen des Vaticanischen Museums II (Berlin 1908) 465 f. Cat. no. 268 a;
O. Dräger, Religionem Significare, 33. Ergh. RM (Mainz 1994) 121 Note 631;
LIMC II (1984) 818 Cat. no. 135 s. v. Artemis (E. Simon);
R. Lindner, JdI 97, 1982, 359 f. Ill. 38;
G. Spinola, Il Museo Pio Clementino 2 (1999) 47 Cat. no. 56.

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
© 1908 г. Текст описания: 1) W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1908. Band II. с. 465—466, кат. № 268a.
© 1999 г. Текст описания: 2) Spinola G. Guide cataloghi Musei Vaticani, 4. Il Museo Pio Clementino, 2. Città del Vaticano, Roma, 1999, с. 47, кат. № GS 56.
© 2012 г. Перевод с нем., итал.: С. И. Сосновский.
Библиография: http://arachne.uni-koeln.de/item/objekt/21193
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: мелкозернистый светло-серый мрамор рельеф горельеф Артемида Диана охотница лань олененок лук колчан женская одежда хитон без рукавов эпомис женская обувь эндромиды пояс ремень скульптор Тимофей Timotheos скульптор Никола Гаэтано Монти Nicola Gaetano Monti Инв № 746
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА